При исправлении дефектных "ш" и "ж" во всех случаях необходимо добиваться абсолютной свободы нижней челюсти. Между верхними и нижними резцами обязательно должно быть щелевое пространство 1-1,5 мм. Если челюсти будут сомкнуты, то возникнут различные нежелательные призвуки, так как звучащая струя вынуждена будет преодолевать дополнительное препятствие - зубы. Для воспитания нижней челюсти следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.
Кроме того, при дефектном "ш" часто бывает чрезмерно активна нижняя губа. Она излишне оттягивается вниз и как бы подчиняет своей воле движения языка - мешает ему приподниматься вверх. В то же время верхняя губа остается пассивной. Тормозящее влияние нижней губы на язык необходимо устранить. Это отклонение в работе губных мышц должно быть преодолено путем артикуляционных упражнений. Преобладающая инициатива и активность в результате тренажа перейдет к верхней губе.
Для устранения смягченности "ш" и "ж" необходимо больше загибать вверх кончик языка. Чтобы быстрее найти нужное положение языка, полезно кончиком его доставать до различных точек неба, расположенных по средней продольной линии небного свода. Иногда студенту удается найти верное положение языка, если он начинает представлять себе, что при произнесении "ш" и "ж" кончик языка как бы "приближается" к затылку. Усвоить правильное образование этого звука нетрудно, тем более, что слуховым аппаратом этот дефект легко обнаруживается. Гораздо сложнее добиться верного произнесения шипящих в повседневной речи. Перепроизнесение слов с неверно звучащими шипящими является единственным способом преодоления этого дикционного недочета в живой речи.
При смягченных шипящих "чашечка", образованная языком, бывает мельче, чем при твердых шипящих. "Запомнив" мышечным чувством, какое положение занимал язык при мягких шипящих, постепенно углубляем "чашечку" языка, перемещая вверх к твердому нёбу кончик языка. Создавая различные по величине углубления, осторожно продуваем воздушную струю, следя за тем, чтобы возникающий звук "ш" оставался, как и при мягком "ш", над кончиком языка. При помощи слухового контроля среди разнообразных вариантов звука отыскиваем верно звучащий согласный. Если в это время слуховой аппарат студента не различает возникающих оттенков произносимого звука, то надо обратиться за помощью к человеку развитым речевым слухом.
Упражнение "СЛУШАТЬ МОЮ КОМАНДУ!". Иногда найти точную артикуляционную установку помогает использование взаимосвязи, которая существует между работой произносительного аппарата и движениями кистей рук. Ладонь руки начинает медленно собираться в горсть. Одновременно произносим звук "ш". Прямые пальцы постепенно сгибаются, и горсть становится все более глубокой. Пусть рука "требует", чтобы язык выполнял вместе с ней одни и те же движения: она заставляет кончик языка уходить назад и увеличивать впадину
http://magicspeedreading.com/books/a_govori/ispravlenie_rechevih_nedostatkov/ispravlenie_rechevih_nedostatkov_006.html Поначевная Анастасия
http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/ http://pontcha.livejournal.com/29509.html