Постановка мягких согласных на занятиях по РКИ

May 11, 2017 13:29

> Учащиеся не могут прочесть мягкие МЕ, МЯ, МЮ, МЁ, читают мЪе, мЪё, мЪя, мЪю. Какие упражнения им можно предложить?

Для образования мягкого звука необходимо настроить речевые органы на произнесение [и] и протянуть гласный. Это позволяет ощутить положение языка при [и] и закрепить его. Затем, произнося гласный, необходимо перейти к согласному, так чтобы после него следовал гласный [и]: [и]...[т']...[и];[и]-[т']-[и]. Далее артикуляция [т'] закрепляется после [и] перед другими гласными. При этом внимание обучаемых необходимо обратить на дифтонгоидность гласных, и также на и-образный переход от согласного к гласному.

Предлагаем учащимся произнести гласный [и], для того чтобы язык принял необходимое положение, и, не меняя его, произносить после гласного [и] мягкие согласные в сочетании с гласными: ии - мя, ии - мё, ии - ме, ии - ми, ии - мю; ии - зя, ии - зё, ии - зе, ии - зи, ии - зю.


Одним из приёмов обучения произношению является изменение темпа речи.

Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести. Например, сначала замедленное произнесение слогов с мягким согласным как дифтонгом (с усилением и-образного призвука), а затем ускорение темпа дает нормальное произнесение этих слогов: миа - мя, вие - ве, конечно, в том случае, если студент уже произносит русский [и] и мягкий согласный перед [и] правильно.

Помогают правильному произнесению звуков, например, такие советы: произносите мягкие согласные женским голосом, а твердые - мужским.

Установка: подумайте о том, что после гласного будет следовать [и]. Это поможет реализовать мягкий согласный и правильный аллофон гласного, который определяет качество мягкого слога в целом.

Материалы по работе над мягкими согласными см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь http://metodika-rki.livejournal.com/26346.html

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/

фонетика, РКИ, Методика преподавания РКИ

Previous post Next post
Up