Как подготовить детей к ролевой игре (которую преподаватель хотел бы включить в занятие)? Какие предварительные этапы потребуются?
Подготовить детей к ролевой игре можно с помощью организации и проведения предварительных упражнений и видов работ, которые могут выглядеть, как описание события на картинках и на игрушках.
Допустим, преподаватель хотел бы провести с детьми ролевую игру по теме "Путешествие на самолете".
Описание путешествия на самолете на картинках поможет преподавателю в доступной, не слишком утомительной и занимательной форме познакомить детей с этапами путешествия на самолёте (такими как покупка билетов, сбор чемоданов, взвешивание груза, посадка на самолет, отправление, полет, еда, движение мимо разных мест, посадка, прибытие в пункт назначения, встреча и под.).
Такой предварительный этап, как описание путешествия на самолете на игрушках может служить для знакомства детей со СЛОВАМИ всех участников такого путешествия. Это можно сделать, если понимать описание путешествия на игрушках как кукольный спектакль. В этом случае (для гарантированного запоминания детьми реплик различных персонажей) можно перемежать его фрагменты заданиями повторить ту или иную фразу, переспросами типа «Так что сказал кассир мишке? Вы слышали? А что мишка ему ответил?» и под.
Знакомство со СЛОВАМИ крайне важно для подготовки к последующей ролевой игре, во время которой дети, как подразумевается, конечно же, должны говорить (в соответствии с доставшейся им ролью). Если же на предварительном этапе не познакомить их с их репликами, они окажутся совершенно неподготовленными в плане высказываний. Во время же описания путешествия на картинках возможно организовать знакомство только с этапами (и, может быть, с действиями всех участников), но НЕ со словами.
Кроме того, такой предварительный этап, как описание путешествия на самолете на игрушках, поможет преподавателю организовать управление последующей ролевой игрой
Так, например, это управление может происходить с помощью вопросов-напоминаний, которые могут касаться не столько этапов, «атрибутов» и действий (типа «Что делают пассажиры после того, как самолёт взлетел?»), сколько необходимых в той или иной ситуации высказываний: «А что должен спросить кассир у пассажира? А что должен сказать кассиру пассажир, чтобы получить билет?», - и под. Если же детям сложно запомнить информацию по всем участникам путешествия, можно отдать им только роли пассажиров - за весь же персонал может играть воспитатель (обозначая смену своей роли, к примеру, показом новой куклы).