Теория всеобщего различения против всеединства ("жиды против русских")

Oct 18, 2010 17:21





Русская философия дала миру очень любопытную теорию всеединства -- особое мировоззрение, направленное на универсальный синтез всего, на всеобъемлющее мышление. Начала этой теории можно проследить еще в работах Хомякова. Её метафизическое оформление можно найти в работах Владимира Соловьёва. Ну и научное воплощение этой теории можно разгдядеть в русском космизме (Вернадский, Чижевский, Циолковский), теории Гайа, теории биосферы, ноосферы, антропном принципе, теории глобальной эволюции (Тейар де Шарден, Никита Моисеев) и т.д. и т.п. В современном естествознании теория всеединства оказалась очень востребованной метафизической установкой и теперь эта установка применяется повсеместно -- в экологии, в космогенезе, в футурологии и т.д. и т.п. Отрадно, что отдельные идеи русской философии оказались настолько пладотворными в современной науке и культуре, что легли в основу множества программ современного естествознания. Корни этих идей несомненно христианские, а еще точнее -- православные с идеями соборности и прочим. Русским есть чем гордиться, когда речь заходит о теории всеединства.

Для меня всегда была загадка, почему идеи всеединства в наиболее ярком виде были сформулированы именно представителями русской культуры. Ведь у всеединства есть и обратная сторона. Мышление, направленное на универсальный синтез, является тоталитарным, оно стремится стать единым всеобщим мышлением. Не случайно, поэтому, русская культура дала миру обратную медаль всеединства -- тоталитарное общество, неспособное к плюрализму и самоорганизуемой демократии. Русское православие, коммунистическая партия СССР, Единая Россия -- всё это сменяющие друг друга программы социального всеединства. Так сказать, теория всеединства в социальной практике.

В современных компьютерных науках установок на всеединство нет (в отличие от современного естествознания), но там есть противоположная установка на всеобщее различение: на параллелизм, интерактивность, сетевой характер. Корни этой противоположной установки можно проследить в иудаизме. Именно из иудаизма (точнее каббалы) Луллий и Лейбниц почерпнули идею того, что весь мир и всё моё мышление -- это массово-паралельная вычислимость, результат математических комбинаций. Лейбниц стал не просто основателем математической логики, но и заложил теоретический фундамент самой идеи ЭВМ. Создание сетей и виртуальной реальности в наши дни -- это реализация проекта всеобщего различения, антиаприоризма, массовой параллельности, интерактивности. Это идеи абсолютно противоположные идеям всеединства. Здесь нет единого тоталитарного мышления. Оно рассыпается на мириады мышлений, вступающих друг с другом в интеракцию. Это как мудрецы Талмуда, которых также мириады, вступающие в бесконечные споры относительно закона.

Усечённо, различие теории всеединства и всеобщего различения показывается так:

Во всеединстве отнология объективна и она предшествует интеракции, во всеобщем различении наоборот -- онтология субъективна и она не более, чем результат интеракции.

Интересно, что в итоге одержит верх -- (1) естествознание с всеединством или (2) информатика, компьютерная техника и социальные сети с всеобщим различением. Говоря утрированно: чьи идеи одержат верх -- русских или жидов?

Previous post Next post
Up