Синдром японского туриста

Oct 20, 2011 12:55


Каждый год я внимательно смотрю на то, как люди отмечают 9 мая в России, и главное, что они делают во время салюта. От года к году нас поражает японский синдром, эта болезнь прогрессирует. Под японским синдромом я понимаю явление, когда туристы смотрят на мир сквозь объектив видеокамеры. Они заменяют свои впечатления от зданий, площадей, произведений искусства их копией на маленьком ЖК-экране своей камеры. Фотоаппараты - это немного другая история, тут действие дискретно, оно конечно, и сделав снимок, вы снова смотрите вокруг. Вы ищете кадр, оцениваете композицию. При съемке видео все совсем наоборот, вы постоянно погружены в процесс. Возможно, что японский синдром выпячивает то настоящее, что есть в нас. Не любознательность относительно новых мест, не желание получить новую порцию впечатлений, а только попытку увековечить то, что вы были там-то. Это не воспоминание для себя, а в большинстве случаев отчет для друзей и знакомых - смотрите, где я побывал. Такие записи смотрят несколько раз и потом о них напрочь забывают. Термин «японский синдром» я придумал потому, что первыми по этому пути пошли туристы из Японии, они постоянно снимают все на свои видеокамеры.

Это явление распространяется и принимает более глубокие формы. Во время салюта 9 мая многие просто смотрели в небо и наслаждались красотой. Но многие, и они были заметны в толпе, стояли с вытянутыми к небесам телефонами, снимая салют и глядя в небольшие экраны мобильных. Одни впечатления подменили другими. Настоящий салют эти люди заменили суррогатом, который потом можно будет демонстрировать окружающим и говорить - я был на салюте. Любой человек понимает, что качество съемки видео телефоном оставляет желать лучшего, особенно для ночных условий. И делать такое видео бессмысленно.

Я задавал многим один и тот же вопрос - зачем вы снимаете салют? Ответы были разными, но суть сводилась к одному знаменателю - мы хотим запомнить его. Это своего рода самообман, так как движущее побуждение совсем другое. Люди хотели привязать себя и свою жизнь к внешним координатам, получить точку отсчета, показать ее своему кругу общения. Это и называется японским синдромом. Когда побудительный мотив действия лежит не в изучении нового, получении эмоций, а скорее в области отложенных эмоций (смотрите, где я был и что видел).

Явление намного шире, чем может показаться на первый взгляд. В одном из аэропортов в бизнес-зале наблюдал очень любопытную картину. Известный певец набирал бутерброды на стойке, и тут к нему подошел мужчина, поздоровался и сказал, что они знакомы. На лице певца полное неузнавание человека, и тогда тот говорит, что он муж такой-то певицы. Перехватывая бутерброды покрепче, звезда кивает и убегает к своему столику. Общение не сложилось.

Вспомнил я эту историю потому, что недавно наблюдал схожую картину. Мы сидели в компании молодых актеров нескольких московских театров, также среди них были и киноактеры постарше, мои ровесники. Признаюсь, что для меня многие люди из этого круга незнакомы, так как нет времени посещать все театральные постановки, смотреть все, что показывают по телевизору. Кого-то знал заочно, кого-то встречал до того, но примерно половина людей была мне незнакома. В процессе общения знакомился с людьми, называл себя, они также представлялись. И вот один из молодых людей представил себя - Степан, молодой человек такой-то актрисы. Вы знаете, если бы Степану было 20 лет, я бы еще понял этот момент, но учитывая, что ему около тридцати, это необъяснимо. Проблема в том, что для Степана это точка отсчета, что он спит с такой-то актрисой. Это его «достижение», которым он гордится. Он сам показывает окружающим, что он считает своим достижением. Я не видел в своей жизни ни одного успешного человека, который бы поступал так же. Причем под успешным человеком я понимаю людей, которые понимают, что они делают и для чего. И при знакомстве не приплетают все свои регалии. Например, общаясь около 4 часов в самолете с чиновником высокого полета, я узнал об этом только на земле, когда обменялись координатами. Хороший человек, с которым было приятно поговорить на разные темы. И он представился просто и без экивоков - Сергей. Нет надобности что-то показывать и подчеркивать.

Вы резонно можете спросить, а при чем тут известные люди, их личная жизнь и японский синдром. На мой взгляд, это стороны одной и той же проблемы. Мы подменяем в той или иной мере реальную жизнь ее слепками. Вместо того, чтобы наслаждаться красотами на отдыхе либо впитывать произведения искусства мы начинаем их безостановочно снимать на видео, чтобы продемонстрировать пару раз друзьям, вздохнуть и сказать, как там было хорошо. Подтекст понятен в таких историях - вас там не было, но я там был. Ровно тот же подтекст в историях про отношения, люди подменили эти отношения их видимостью. И это неправильно.

Не поймите меня превратно. Можно и нужно фотографировать, снимать видео, оставлять по себе память. Это нормально. Но делать это в стиле японского синдрома, меняя местами причину и следствие, точно не стоит. Поэтому, отправляясь на салют, не стоит доставать свой телефон и снимать видео, лучше посмотрите это красивое зрелище собственными глазами. Не заменяйте события их бледной копией на ЖК-мониторе телефона или другого устройства. Избавьтесь от японского синдрома.

Эльдар Муртазин

задумайся, истории с моралью

Previous post Next post
Up