О причинах деградации музыки к 2000 г и далее

May 10, 2012 22:15

[вырезки из статьи В. Пономарева]
Источник: http://www.chaskor.ru/article/tri_effekta_pop-muzyki_nulevyh_21589

Период примерно с середины 60-х до конца 90-х прошлого века оказался феноменально богат популярными песнями с концептуально богатым вербальным содержанием. В музыку шли философы, глубокие поэты, непризнанные гении с «идеями» - и находили успех, немыслимый в академических аудиториях.
Малосодержательные песни про любовь к подруге под луной сменили авангардно-революционные хиты «Битлз» и «Дорз», философские изыскания Боба Дилана и поэтические откровения Леонарда Коэна. В России этот тренд подхватили Александр Градский, «Машина времени» и «Аквариум», вслед за ними - вся когорта рыцарей русского рока.

И вдруг на переломе веков выяснилось, что сказано почти всё.

Попытки переложить на песенный язык постмодернизм Бодрийяра и структурализм Барта потерпели неудачу. Довольно скоро выяснилось, что публика принимает либо атомизацию чувственности («Я знаю все твои трещинки», Земфира), либо криминально-грубые протестные посылы («Fuck you with the free-est of speech this Divided States of Embarassment will allow me to have Fuck you!», Эминем). И тот и другой вариант не несут содержательного посыла и тем более не претендуют на статус философского инструмента познания мира.

<...>
Именно на нулевое десятилетие пришёлся пик студийной и концертной обработки вокала через вокодер (устройство синтеза речи на основе инструментальной партии) и auto-tune (устройство автоматической коррекции высоты тона). Яркие образцы - T-Pain, Rihanna, Глюкоза и вплоть до последнего альбома Веры Брежневой. Выразительный, слегка металлизированный вокал без придыханий и обертонов привлекает внимание реципиента и вполне является для него самоценным месседжем, безо всякой иной смысловой нагрузки.
<...>
Вероятно, следующим логическим этапом станет полный отказ от вербальности как таковой. Уже сейчас в Японии с большим успехом идут концерты компьютерных поп-звёзд в 3D-графике, явно направляющие развлекательную индустрию от песенной формы к созданию тотальных визуально-шумовых действ.
<...>
именно в нулевом десятилетии, когда истощился креатив на мелодии и изобретение новых музыкальных жанров, визуальная сторона стала играть вполне самодовлеющую роль.

Началось, пожалуй, всё с середины 90-х, когда успех Rammstein, поливающих на концертах друг друга огнём, привлёк на их шоу огромное количество зрителей, до того равнодушно относившихся к металлическому року.
<...>
Кроме того, на нулевое десятилетие пришёлся крах продаж физических носителей. Музыканты остались практически без денег за привычно записываемые альбомы и даже без надежд их получить. Единственным реальным источником доходов стали концерты, и очень быстро стало понятно, насколько визуальная интернет-поддержка важна для привлечения зрителей.
Главной мировой звездой, сумевшей воспользоваться ресурсом YouTube, стала Lady Gaga. Количество просмотров её роликов быстро приблизилось к миллиарду и с лёгкостью перескочило эту ранее невероятную для интернета величину. Певица манипулировала именно визуальными эффектами - поклонники гадали, каков её пол, пытались разглядеть в провокативно снятых видео некие особые знаки, певица сознательно подталкивала к внимательному смотрению её видео и разгадыванию тайных ребусов. Хватало и «обычных» приёмов шокирования и провокаций. Эффект визуальной доминанты начал свою тяжёлую поступь по планете.

музыка, нулевые, Россия

Previous post Next post
Up