Есть такие расхожие поговорки банального разума: небо синее, трава зеленое, советское образование лучшее в мире. В доказательство приводят сравнение школьных учебников, к примеру, по математике, для одного и того же возраста. Наш учебник обычно умнее, чем западный, но стоп - разве мы меряемся учебниками
(
Read more... )
Проблемы появляются, скорее, как раз когда в гуманитарных науках пытаются найти какую-то "правильность" поверх логичности, отсюда и потеря беспристрастности. Пока же высказывания оцениваются в рамках логики, соответствия реальности и правил синтаксиса пристрастиям особенно негде разгуляться, а личное отношение может добавить уроку живости и интереса, но вряд ли способно сильно изменить суть материала. Так что тут вопрос методологического подхода в первую очередь, мне кажется -- пока гуманитарные дисциплины видятся чем-то совершенно обособленным от точного мышления, там и царит простор для пропаганды.
Reply
(The comment has been removed)
Насчет Христа -- разнообразных документальных источников, римских, иудейских и греческих о существовании такого человека немало. Мы можем подробно описать эти источники и сделать ряд утверждений относительно их объективных характеристик -- кто написал, когда, в каком качестве они до нас дошли, чем занимался автор по жизни, как они соотносятся друг с другом. Этим и занимается гуманитарная наука история. Если же учитель истории начинает говорить, что "никакого Христа не было", или наоборот, что "Христос это Бог, посланный искупить наши грехи" -- то эти его высказывания имеют к истории только опосредованное отношение и не являются собственно историей.
Насчет трупов маленьких детей -- мы можем сделать ряд объективных утверждений о социальной приемлимости и неприемлимости этого акта, о чувствах отвращения и негодования испытываемых или, наоборот, не испытываемых людьми при наблюдении или участии в таком акте, мы можем сделать объективные утверждения о природе человека, сексуальности и насилии. Может быть, из этих утверждений получится логически вывести утверждение, что трупы использовать можно, или, что нельзя, или мы логически сможем вывести только утверждение о том, что никакого логически строгого утверждения о допустимости такого использования трупов мы сделать не способны.
А люди до конца цивилизации будут спорить о том, есть ли йети, летающие тарелки, можно ли улучшить здоровье выпивая мочи и схожих вещах -- самое наличие споров очень мало что говорит об оспариваемом утверждении и не связяно с гуманитарностью или естествонаучностью. Собственно, классический персонаж российского фолькора, любящий выпить мочи и поговорить о несостоятельности теории Дарвина это как раз "советский инженер" -- и лично я таких встречал в количестве.
Reply
А говорите - логика, отношение к реальности.
Reply
Надо сказать, что даже если принять утверждение о том, что все записано со слов христиан, из него не следует, что источники ничего не добавляют к вопросу об историчности. Чтобы следовало, посылку об исключительной христианскости источников надо дополнить чем-то вроде: "все ранние христиане -- ненадежные шизофреники, верящие в мифическую фигуру, которую выдают за реально жившего человека".
Reply
Средние и поздние - тоже.
В английской статье, опять же, как максимум указывается частичная историческая аутентичность евангелий, что никак нельзя отождествить с доказательством существования Иисуса.
Reply
Reply
Leave a comment