http://metapractice.livejournal.com/326635.html greenrainstorm предложил рассмотреть материал «Лексической семантики» Апресяна в контексте метамодели:
Рассмотрим типы валентностей, которые могут быть семантическими хотя бы при
некоторых словах, изображая каждую из них именованной стрелкой.
1) субъект , ср. Поезд <- движется, помощь -> Х-а;
2) контрагент , ср. покупать -> у кого, защищаться -> от спаниеля, больше -> моря;
3) глава , ср. вина <ходатайство> -> перед коллективом;
4) объект , ср. гладить -> руку, стрелять -> в мишень;
5) содержание , ср. знать -> об отъезде, считать, -> что работа дельная, обдумывать -> проблему, думать -> над этим;
6) адресат , ср. сообщать -> собравшимся, информировать -> президента;
7) получатель , ср. давать -> детям, дарить -> людям;
8) посредник , ср. передавать -> через секретаря;
9) источник , ср. брать -> в кассе взаимопомощи;
10) место , ср. находиться -> в лесу, жить -> там;
11) начальная точка , ср. идти -> оттуда, вывести -> из А,
12) конечная точка , ср. идти -> туда, везти -> в город;
13) маршрут , ср. плыть -> через океан, водить -> перед глазами;
14) средство , ср. прибивать -> гвоздями, клеить -> клеем, жарить -> ко масле;
15) инструмент , ср. резать -> ножом, стрелять -> из ружья, печатать -> на машинке;
16) способ , ср. относиться -> с почтением, воспринимать -> как должное;
17) условие , ср. соглашаться -> если Р, компромисс -> на этих условиях;
18) мотивировка , ср. награждать -> за храбрость, хвалить -> за сообразительность;
19) причина , ср. радоваться -> подарку, проистекать -> из-за отсутствия информации;
20) результат , ср. красить -> в красный цвет;
21) цель , ср. стремиться -> к общему благу, покушаться -> на жизнь;
22) аспект , ср. больше -> в ширину, превосходить -> по качеству;
23) количество , ср. перевыполнять -> на 40%, увеличиваться -> в три раза, больше -> на метр, весом -> в пуд;
24) срок , ср. отпуск -> на два месяца, арендовать -> на год;
25) время , ср. начаться -> в полночь, родиться -> второго мая, встреча <свидание> -> в восемь часов.
http://metapractice.livejournal.com/324322.html?thread=8182242#t8182242