Главным объектом критики Лотце были механико-материалистическое и объективно-идеалистическое мировоззрения, ошибку которых он видел в гипостазировании абстрактных понятий. Так, материализм полагает сущность вещей в материи, которая не дана нам в опыте и является продуктом абстрагирующей деятельности нашего ума. В чувственном опыте мы находим только
(
Read more... )
Такая ошибка часто возникает у сторонников естественно-правовых направлений, когда наряду с реальным правом признается реальность существования идеального права. Л. фон Мизес по поводу подобных концепций в экономике предупреждал: «Склонность к гипостазированию, т.е. к приписыванию реального содержания выстроенным в уме концепциям - худший враг логического мышления». Серьезное столкновение по этому поводу возникло в средневековье между представителями «реализма» и «номинализма». Представители реализма полагали, что нечто общее существует до существования предмета, во время существования предмета и после его гибели (это представление о реализме кардинально отличается от нашего повседневного представления). Номиналисты утверждали реальность единичных вещей, а представления о вещах, по их мнению, существуют только в представлении человека (как необходимый инструмент мышления). В качестве логического инструмента борьбы с реализмом возникла так называемая «бритва Оккама», которая требовала не удваивать сущности. Иначе свойства вещей приобретают статус вещей самостоятельных и мир удваивается (утраивается и т.д.). В мышлении, в представлении о мире постепенно возникает хаос, поскольку человек как наркоман начинает смешивать в своей картине мира существующие вещи и вещи воображаемые."
https://zakon.ru/blog/2016/7/18/oshibka_ddozhdeva_%E2%80%93_chrezmernoe_gipostazirovanie_to_est_pridanie_svojstvu_veschi_statusa_samoj_vesch
Reply
Leave a comment