Израиль, часть VI: Елеонская гора и долина Кедрона

May 30, 2015 18:35




После трех постов о Старом городе Иерусалима мы выйдем за городские стены и погуляем по району к востоку. Спустимся с Храмовой горы в долину Кедрона, а потом поднимемся на Елеонскую или Оливковую или Масличную гору и посмотрим на святые места с высоты противоположной возвышенности. Попасть туда можно тремя путями, либо выйти из восточных Львиных ворот города в самом начале Виа Долороа либо огибая Старый город с севера или с юга, со стороны Сиона, вдоль городской стены. С севера мы не ходили, но гуляли через ворота и со стороны Сиона, так что этот пост является сводным от двух прогулок по Восточному Иерусалиму.




1-2. Обходя с юга Старый город удобнее всего идти не по дороге с оживленным движением, а по дорожке вдоль крепостной стены оставляя слева Храмовую гору с ее святыми местами. Как не странно, это пустынный и малопосещаемый туристами террасный склон горы с отличными видами на Елеон и старинным мусульманским кладбищем. Спуска вниз нет, поэтому для дальнейшей прогулки все равно нужно будет дойти до Львиных ворот и там попасть на развилку дорог.







3-4. Арабское кладбище захламлено и полузаброшено, хотя некоторые надгробные таблички говорят о похороненных тут еще в 80-х годах XX века. А впервые хоронить мусульман начали тут со времен Сулеймана Великолепного в XVI веке.







4-5. Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом. И чтобы уж совсем наверняка пресечь проход нежелательных персонажей, под Золотыми воротами султан приказал хоронить османских воинов, чтобы при всеобщей реинкарнации они тоже восстали и не пустили оживших обитателей еврейских кладбищ на том склоне к Храмовой Горе. Вот так уже почти полтысячелетия одни мертвые сторожат других. Это Иерусалим, тут символичность в переплетении религий зашкаливает.







6. А из живых стражей мы встретили только скучающий патруль израильских военных, уткнутых в свои смартфоны. Рядом Восточный Иерусалим, вечный камень преткновения в Святой Земле, так что военных и полиции тут много, сразу за Львиными воротами расположен пост полиции, проверяющий автомобили с арабскими номерами. А с одним из бойцов я сфотографировался.




7. Минуем Львиными ворота, почему львиные - смотрите на украшения по бокам от арки. Почему-то на карте города они названы воротами Св. Стефана, хотя нигде в Иерусалиме они так не называются. Через них, по христианской традиции, Иисус перед своей казнью вошёл в Иерусалим.




8. Если немного вернуться и бросить взгляд из-под городских стен, то главной ориентиром для нас послужит внушительная Церковь всех Наций и золотые купола православной церкви Святой Марии Магдалины.




9. Спускаясь по дороге легко пройти мимо спуска по лестнице по левой стороне, если стоять спиной к Старому городу. Там внизу небольшая и не очень примечательная церковь Успения Пресвятой Богородицы со священником-сербом, хорошо говорящим по-русски, и принявшим меня почему-то за поляка. А привратник-араб просто в лепешку расшибся, чтобы заработать бакшиш.




10. А мы идем дальше по дороге к Церкви всех наций распложенной на месте Гефсиманского сада. Позади остается греческий монастырь святого Стефана, основанный на месте предполагаемого убийства первого христианского мученика побитого камнями в Иерусалиме по приговору Синедриона. То есть, в путеводителях это значится как церковь, на самом же здании указано, что это монастырь.




11-13. Церковь всех наций красива своим внешним оформлением, с мозаикой на фронтоне, статуями и символами дома Баратеонов на крыше










14-15. По христианской традиции этот францисканский католический храм в Гефсиманском саду, построен на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос молился в последнюю ночь перед арестом. Она построена на деньги католиков из многих стран мира, прямо на входе висит распечатанный в А4 на четырех языках текст, объясняющий кто что вложил в храм.







16-18. Рядом - непосредственно Гефсиманский сад, огороженная территория примерно 20 на 30 метров. Скорее, это расположение сада по католической традиции, поскольку мнения разных церквей разносят это место и выше по склону, и левее и правее. Тем не менее некоторые маслины в саду очень старые.










19. Одно из деревьев посажено папой Павлом VI в 1964 году. За полвека дерево вырастает так:




20-21. Внутри церкви темно, только солнечный свет проникают через окошки. Согласно преданию на этой скале Иисус Христос совершил Моление о чаше, той самой о которой Э.Л. Уэббер сочинил бессмертную арию "Gethsemane (I Only Want to Say)" :)







22. Сбоку от церкви, чуть выше по склону - открытые при строительстве остатки византийской базилики.




23. Выходим из церкви. У нас два пути - выше по склону на смотровую площадку и ниже, через дорогу, в долину Кедрона. Идем вверх, намереваясь подойти к золотым куполам церкови Святой Марии Магдалины. Оказывается, это невозможно и более того - с дороги вверх по склону ее невозможно увидеть, даже верхушку куполов с крестами. Высоченный забор, над ним высятся надгробные православные кресты. Символичная получилась фотография.




24-25. Идем вверх мимо кажущегося бесконечным еврейского кладбища. Я сомневаюсь, чтобы еще видел захоронения подобной монументальности, тысячи, десятки тысяч могил на склоне Елеона, а все потому, что в еврейской традиции по приходу Мессии воскрешение мертвых начнется именно тут, на этом склоне. И тут хоронят начиная с периода Первого Храма. Позже в Вики увидел цифру в 150 тысяч могил.







26-27. После первой арабо-израильской войны иорданцы использовали камни с могил в строительстве, разрушив в том числе могилы еще середины I тыс до н.э. После Шестидневной войны восточный Иерусалим отвоевали и начали реставрировать надгробия. Сейчас там все достаточно ухожено, таблички запрещают нахождение на кладбище без разрешения. Но внизу в долине Кедрона из-под земли дожди вымывают человеческие кости.







28-29. И отсюда - прекрасные виды на Храмовую Гору и Старый город.







30-31. Но еще больше впечатление этих десятки тысяч надгробий производят, если смотреть на них из-под стен у Храмовой Горы.







32. Видите внизу в долине старые гробницы? - это будем последним пунктом нашего путешествия, спускаемся к Кедрону. Возможно некогда тут и текла речка - но сейчас этот просто место прогулки с табличками напротив гробниц и с дорожкой между лужаек. Дальше начинаются арабские кварталы Восточного Иерусалима, туда мы не пошли.




33. Ближе всего к дороге пагодообразная гробница Авессалома, мятежного сына царя Давида по иудейской традиции, так что веками прохожие по обычаю кидали в гробницу камень, причем независимо от своей веры. Сюда же приводили для поучения непослушных детей.




34-36. Хотя современные воззрения на гробницу относят ее не старше, чем к периоду Селевкидов, или даже вовсе к первому веку нашей эры сооруженной для Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. На это указывает сборная солянка греческих элементов, дорического фриза и ионических колонн. Внутрь естественно вход закрыт, но там небольшая камера с пустыми могилами.








37. Рядом - семейная гробница Хезиров, священнической династии, возведенная где-то во II веке до н.э., опять же с эллинистическим влиянием в оформлении.




38-39. Второй из заметных объектов некрополя Кедрона - гробница Захарии, по традиции приписываемая Захарию Бен-Йодаю, священнику VIII в до н.э, персонажу Танаха. Опять же, это высеченная целиком из камня гробница, с погребальной камерой в основании, с ионическими колоннами и вполне себе египетской пирамидкой на вершине. И не раньше II века до н.э.







40-41. Есть предположения, что эту гробницу бросили почти законченной, не обработав не видные из Долины боковые и заднюю сторону. Но может быть это все время и эрозия.





42. А самым забавным, если могилы можно назвать забавными, мне показалось вклинение этих двух вполне современных могил между гробницей и скалой. Нечто вроде анекдота про Хрущева с раскладушкой в Мавзолее.




43. На местности все это выглядит так.




44. Ну а чуть дальше расположено самая необычная по происхождению, трактовке и окружению гробница. Видите этот кирпичный домик под арабскими жилищами? Традиция ассоциирует его с гробницей дочери фараона и женой царя Соломона, археологические исследования немного "молодят" гробницу аж до VII века до н.э. Некогда сверху еще была пирамидка, утраченная в римские времена.




45-47. Эта гробница находится в так называемом Сильванском некрополе, времен Первого храма, предназначенного для верхушки знати и первосвященства в XI-VII веках до н.э. В настоящее время над этими вырубленными в скалах гробницах построены обычные арабские дома. Я такого соседства живых и мертвых еще никогда и нигде не видел. Вроде как в Каире средневековые кладбища тоже уже населены, но я до них не добрался.










Вот и все о Елеоне и долине Кедрона, в следующий раз я напишу очерк о путешествии к одном из самых знаменитых мест в Иудее - крепости Масады. В порядке пиара дам ссылки на первые две путевые заметки моей спутницы mocksun: Израиль. Часть 1. Башня и могила царя Давида. и Израиль. Часть 2. Иерусалим. Аббатство Дормицион. Только не обращайте внимания на то, что у нее башни кривые на фото, она - фотограф, она так видит :)




Израиль, часть I: Общие впечатления
Израиль, часть II: Иерусалим археологический
Израиль, часть III: Иерусалим христианский
Израиль, часть IV: Иерусалим мусульманский
Израиль, часть V: Иерусалим иудейский

Археология, Израиль, Путешествия

Previous post Next post
Up