Начал небольшую серию из накопившихся непрочитанных книг по истории рок-музыки. "История за каждой песней" - это наконец-то добравшееся до России переводное издание
"A Hard Day's Write: The Stories Behind Every Beatles Song" авторства
Стива Тернера, причем правильного, самого последнего издания 2009 года, автор четыре раза дописывал книгу после обнаружения новых фактов, неизвестных интервью, а также выходу новых песен на различных посмертных сборниках, прежде всего "Live At The BBC" и тройной "Антологии". Тернер, несмотря на начало карьеры в официальном битловском фэнзине на закате деятельности группы, не может считаться приближенным к музыкантам. Сам же автор рассказывает про личные встречи с музыкантами состоявшиеся уже после распада группы и только в предисловии. Книга построена исключительно на источниках, современных событиям из жизни группы, интервью, которые они давали по выходу синглов и альбомов, считанного числа книг личных биографов и людей из ближайшего окружения The Beatles, беседы с журналистами по следам прошедших лет. Целью было проследить историю появления каждой вещи запечатленной на релизах.
Труд титанический, но автор вполне справился. В конце-концов, истории "Yesterday" или "A Day In The Life" были подробно описаны и без Тернера, но журналист пошел дальше развив свое исследование по двум параметрам. Первым было музыковедческое, что особенно ценно при описании музыки с первых альбомов, где битлы сочиняли свои собственные вещи иногда под сильным влиянием других, прежде всего американских исполнителей. И практически к каждой композиции есть отсылки на источник вдохновения, скажем, откуда Пол позаимствовал манеру игры для "Michelle", или о влиянии The Everly Brothers на "This Boy". Только вот талант музыкантов перековывал всевозможные влияния и иногда прямые заимствования в то, что сейчас признано несравненной классикой популярной музыки. Попутно это еще и россыпь просто энциклопедических фактов, например кто впервые взялся исполнять кавер на вещь группы и какой американец впервые попал с их вещью в американские чартсы еще до того, как о ливерпудлианцах узнали за океаном. Естественно, по мере взросления музыкантов чужие влияния уходили, и все больший вес приобретали слова песен и стоявшие за ними событиями. Вот в этом аспекте книга обязательна к прочтению любому правоверному битломану, потому что Стив Тернер собрал кучу фактов, например о том кто был мистер Уильям Кайт из "Being for the Benefit of Mr. Kite!", поведал о судьбе девушки, чье бегство из дома стало основой для "She’s Leaving Home" - у нее все хорошо, двое детей, живет в Испании. Есть даже история одной милой кражи запечатленной в "She Came In Through the Bathroom Window", фанатка по имени Диана по сию пору ни о чем не жалеет, в конце концов если обворуешь Пола Маккартни, то наберешься впечатлений на всю жизнь, тем более что взяли только фотографии, впоследствии частично возвращенные. Вот таких интересных историй вдохновивших битлов на написание песен набирается по-крайней мере около сотни выходящих за рамки "просто сели и написали".
Книга великолепно издана на отличной глянцевой бумаге с обилием фотографий. Только вот заметным минусом для любого знакомого с историей группы человека служит то, что ни редактор, ни корректор в творчестве группы были не в зуб ногой. Например, сначала в статьях дважды мелькнуло название песни "The World", которую битлы никогда не сочиняли. Потому что она на самом деле называлась "The Word". Ну ладно, опечатка, слово-то похожее. Но когда повествование дошло до собственно истории это вещи с "Rubber Soul", то и там ничтожно сумнящийся отечественный коллектив издателей упорно повторил ошибку уже в главе с названием песни. Еще работа переводчика не слишком качественна, иногда он запутывался в сложных предложениях так, что первая часть предложения прямо противоречила второй, при тотальном нейтралитете корректора. Но на фоне содержимого остается только махнуть рукой на недочеты, истинный битломан и так во всем разберется.