В один прекрасный день, после недели раскопок мы все дружно набились в наличный транспорт и рванули на восток степными дорогами на осмотр мест боевой археологической славы - посмотреть участки, которые копала и копает Восточно-Крымская Археологическая Экспедиция (ВКАЭ) за последние лет десять. А кроме того, уже уехав из отряда, я самостоятельно съездил на Огненную Землю, к месту высадки
Эльтигенского десанта и к
крепости Ени-Кале. Об этих местах и будет мой очерк.
В тряскучей экспедиционной "буханке" дико жарко, сама машина настолько дряхлая, что видели бы как ее заводил наш водитель Рома - молодой местный парень, пришедший работать в Скорую помощь и посему наделенный самой разбитой машиной из тамошнего автопарка. Вот он и подрабатывает в экспедиции, тем более по основному месту работы ему платят 900 гривен (Примерно 4 тыс рублей), кроме того когда у местной неотложки нет денег, то от вызывающих требуют возместить расходы на бензин. Россия 90-х, в чистом виде, стоит ли удивляться, что местное население дико оппозиционно к киевским властям. А мы поехали на восток, и первым делом добрались до развалин винодельни, что копались лет десять назад. Кстати, вот вам и ответ на вопрос, отчего все так заброшенные остатки человеческой деятельности так быстро скрываются под землей. За десяток лет все быстро зарастает, структура кладки и бассейны для отжима и сусла и прочие объекты на земле.
>
Остатки строений непосредственно участвующих в технологическом процессе, слева в кладке помещения для сбора урожая, справа - заросшие вырубы в скале под отжим, рядом нечто очень круглое и похожее под место для пифоса для брожения. Больше ничего особо примечательного там нет.
Снимаемся с едем дальше на восток, к раскопу "Генеральское". В ВКАЭ собственно, бытовало другое, греческое название этого места, но я его запамятовал. Генеральское - это цепочка из раскопанных памятников оставшихся от большого по местным меркам и богатого поселения, с обширной хорой на которой выращивались зерновые. Но первым делом на границе выжженной степи мы увидели группу археологов копающих квадрат прямо в чистом поле. Вроде как там устроили закапушку черные копатели, конечно же ничего не нашли, но местное архруководство решило поддержать почин. Работенка, кстати, весьма трудная - за холмом морской ветерок не доходит, жара под 35 градусов и прочие прелести.
Местные филиал ВКАЭ живет точно так же как мы, на берегу уютной бухты, но народу там больше и устроились они поосновательнее нас.
От древнего населения остались уже также порядком заросшие стенки у холма.
И один из самых заметных памятников этого берега - внушительная, примерно семиметровая в диаметре зерновая яма прямо около побережья.
Славное, что этот участок Крыма еще не освоен отдыхающими, и археологи составляют большинство обитателей. А берега потрясаюе красивы, как красиво любое место, где вплотную встречаются волны и скалы, разделяющие уютные пляжи.
А мы еще прошли узкой тропинкой меж камней по пляжам, чтобы заглянуть в вырубленные в древности колодец в скалах, на крайней восточной точки памятника.
Тут некогда было рыболовецкое хозяйство, но все угасло после развала Союза и оскуднения рыбных богатств Меотиды.
Вышли на степную дорожку, где нас подобрал транспорт, и мы все дружно поехали на главную базу ВКАЭ.
Главная база сидит в достаточно необычном месте. Некогда, один местный житель решил организовать санаторий и купил территорию вместе с археологическим памятником - местом расположения римского гарнизона в I-II веках н.э. Решил, что мол, море плюс раскопки послужат хорошей приманкой для туристов. Обнес это все забором, построил хоббитские норы-кабинки для отдыхающих, и на этом у него кончились деньги. С археологамим он быстро подружился, и уже который год ВКАЭ живет припеваючи в отстроенных помещениях и тут же копает солидную площадь. Ни туристов, ни черных копателей, лепота, нам бы так жить на Сююрташе :)
Сам памятник больше схожен с развалинами древнего Херсонеса, чем с тем, что я видел в других местах Восточного Крым. Правильные линейки квадратов стенок и неожиданная круглая башня в центре - возможно местный начальник, центурион или примипил был изрядным оригиналом и велел себе построить хоромы ни как у рядовых легионеров.
Вдали работали ребята из главного отряда, но мы по своему опыту сами знаем, как неоднозначно археологи относятся к праздным туристам, которыми мы в тот момент являлись. Поэтому подходить не стали.
А памятник интересный, хотелось бы в будущем там пройтись и послушать хорошего гида из местного научного руководства. Есть остатки водопровода по желобам, на фото ниже - ступа для растирания зерна. Легионеры окапались тут всерьез и надолго.
Дальше, мы снялись и поехали на мыс Зюк, что за Курортным, посмотреть остатки укрепленного поселения III-II вв до н.э. Собственно, эти остатки весьма условны, буквально несколько стенок уцелевших от времени и местных жителей, копали их еще в советское время, поэтому все заросло. Больше интересен сам факт возведения поселения в таком месте. Оно занимало небольшую, наиболее труднодоступную скалистую северо-восточную часть мыса. От материка он был отделен тонкой песчаной перемычкой или даже мелководной протокой. Две бухты, служившие хорошим укрытием при штормах удобны для стоянки судов. Широкий обзор моря с суши с вершины холма и скал мыса также обеспечивал своевременную осведомленность и безопасность жителей. Те самые дозорные скалы.
Вид на материк с поселения и руины.
Окрестные бухты. Кстати, пляж на второй фотографии снизу, называемая сейчас Бухтой морской пехоты - место высадки неудачного
десанта на мысе Тархун, хотя конечно, на мысе никто и никогда не смог бы высадить сотни людей, высаживали их именно на пляж.
На этом все с археологией и спустя неделю я расстался с экспедицией. Снял у бабушки-гречанки квартиру в хрущевке за мизерные 150 гривен в центре города у автовокзала на три дня и поездил по достопримечательностям. К Эльтигену, ныне Героевское, я захотел съездить после прочтения
"Большого десанта", великолепного исследования Анатолия Кузнецова про Керченско-Эльтигенскую десантную операцию. Но был несколько обломан.
Дорога в Героевское хуже некуда, таксисты едут туда не очень охотно и торгуются. Но хоть бы одна сволочь написала в интернете, что музей сейчас закрыт на ремонт до ноября!
Мне осталось только побродить по месту высадки, пройтись вдоль монументов, поглазеть на реставрированный памятник-мотобот, заглянуть в доты.
Поднялся на гребень холмов, к монументу "Парус"
Линия моря перед Героевским сплошь застроена домами и пансионатами. Пляж тянется на километры, много отдыхающих, но место не забито напрочь, как на Курортном. Хорошее место для семейного отдыха, но в этом году Черное море было холодным, так что куча народу рвануло на Азов.
Еще одним местом, куда я выбрался, были руины турецкой крепости Ени-Кале, начала XVIII века. От нее толком сохранился только западный полубастион, что и показан в туристических буклетах.
Внутри торгуют копаниной черные копатели, с кем я имел долгий полупрофессиональный разговор о патронах времен ВОВ и античных монетах, даже купил себе брелок из винтовочного патрона 7,92×57 произведенного, судя, по маркировке 43 hla S* 2 в Германии, на Metallwarenfabrik Treuenbrtzen G.m.b. H, Werk Sebaldushof в 1943 году.
Сам полубастион невелик, много орудий там не расставишь. Но он как бы строился для флангового обстрела главных подступов к крепости.
Прошел немного вдоль еще сохранившихся стен укрепления. Вдалеке - Порт-Крым с паромом до берегов Тамани.
Вот и все. С Эльтигеном, конечно, не повезло, но если еще выберусь в экспедицию, то найду время доехать до музея.