ОР: Танец Солнца

Dec 04, 2014 19:56

Оригинал взят у eaquilla в ОР: Танец Солнца
Оригинал взят у peremyshlin в ОР: Танец Солнца


Стоило мне только заявить о прекращении раскопок ОРов, как brana67 подкинул мне новый факт, и вот я уже создаю новый раздел, посвященный именно этому явлению.

Дело в том, что болгары называют людей ХОРА. Совсем как индейцы, американские или сибирские, называют себя на своих языках НАРОД, будь то Динэ или Манси. А у болгар это Хора.

И тут есть очевидная связь с народным танцем Хоро, который встречается в том или ином виде во всех восточноевропейских странах, вплоть до Турции и даже Израиля. И если с последними двумя странами надо разбираться отдельно, то остальные страны вполне славянские.

Поскольку Хоро - это примерно то же, что и наш Хоровод, то логичным было бы предположить, что этот танец - обряд, посвященный солнцу. Тут нам в помощь не только знание обычаев, но и знание родного языка. Ведь Ор (Хор), как было выяснено ранее - это образ солнечный

Специально для тех, кто не верит в «солнечность» этого Хора приведу простой этимологический ряд, показывающий, как название такого танца звучит на разных языках: хоро (болгарский), оро (македонский), хора (румынский), хорос (греческий), хоруми (грузинский), хорон (турецкий), хорах (иврит), коло (сербский и хорватский). КОЛО!!!! Что и есть СОЛНЦЕ! Эдакий перевод древнего на более новое.

Сейчас Хору чаще танцуют на свадьбах, как дань традиции и веселое дурачество, однако раньше Хоровод был чем-то большим.


Как я и говорил, что тут связь с движением солнца, его динамикой, его вестью. Сейчас это выглядит как-то так:

image Click to view


image Click to view



Ну а матушке России досталось отцензуренное достояние Советского взгляда на традиционный русский хоровод. Вот только под «традиционным» понимается видение хоровода девятнадцатым, нерусским, веком. То время, когда составлялась новая старая традиция, вместе со знаменитыми русскими росписями (гжель, городецкая и т.д.), литературой, музыкой… То есть то, что мы имеем сейчас, можно назвать Хоровод v.3.0.

Как вы понимаете, эта версия далека от солнечного обряда. Вот вам выступление ансамбля «Берёзка»

image Click to view



И ведь красиво, нежно, так по-русски. Увы, не по-славянски.

Интересно, что Хора теперь еще и национальный еврейский танец. Хотя и придумана их версия была лишь в 30х годах 20 века балетмейстером Борисом Львовичем Каушанским, ах, простите, вернее Барухом Агадати, так будет правильнее. Интересно, зачем советам понадобилось дарить евреям свой собственный национальный танец, да еще и в основе содержащий сакральный солнечный обряд?

Полноправно греческим этот танец тоже не назовешь, культурологи называют его «Черноморским», и именно в странах, прилегающих к черному морю, он и был распространен.

В Турции же Хорон танцуют только на малом северо-восточном участке черноморского побережья. И насколько мне известно, черное море - это издревле русское море (скифское). Так что делаем выводы…

Собственно, современная Хореография и является потомком того действа, которое когда-то было Хорой, называемое греками khoros, а на латыни chorus - круговой танец. Теперь же для нас хор - это толпа поющих людей.

Только послушайте эпические хоровые мотивы в саундтреках к трейлерам громких кинохитов! Вот это голосовая мощь хора! А если к ней еще и силу танца добавить, да абсолютной верой склеить, так вообще можно действительность порвать!

Однажды в одном чужом посте неизвестный (-ая) мне Chelik Ga ответил (-а) мне на комментарий следующей фразой: «…народы всех рас высылали в определённое место своих словенов и те водили особенный хоровод, цель хоровода защитить Род от всего и всякого». Поначалу мне показалось это необоснованной болтовнёй, а теперь начинаю сомневаться в своей оценке. Черт их знает, этих древних славян!

Хоровод - это движение по кругу, свастическое движение. Но отчего-то в XIX веке русский народный хоровод (карагод) характеризуется «хороводными песнями, особыми, протяжными, и хороводной пляской, медленной, более ходьба…» (В.И, Даль). Когда всем известно, что для достижения перестройки организма, гормонов, мышления, энергетики, необходимо постепенное ускорение движение, начиная с плавного зачина и заканчивая умопомрачительной пляской, ураганом.

Оттого и не помогает больше хоровод никому. Как излечиться от хвори, не ускоряя метаболизм? Как почувствовать себя освобожденным, не измотав физически (спортсмены поймут)? Как добиться единства, не изменяя коллективный ритм? И разве может Танец Ярого Солнца быть зауныло-спокойным? Восход (весна) - медленная часть, Полдень (лето-осень) - кульминация неистовства, Закат (зима) - почти транс.

Вот XIX нерусский век и оставил нам только «Закат». И теперь уже этот «закат» связали со смотринами девиц да монотонной христианской покорностью… Немудрено, что славянскую энергетику задушили намертво. Ведь без «рассвета» и «полудня» нам остается только спать.

Во время Хоры люди держатся либо за пояса друг друга, либо за плечи или за руки.

Пояс - это каркас. Он как бы помогает держать скелет, осанку. Опять же те, кто занимается тяжелой атлетикой, прекрасно знают, как порой полезно стянуть тело поясом. Это даже не чисто физическое действие, больше ментальное. Опоясался - всё тело подтянулось, плечи расправились, энергия в мышцах закипела.



Это вам не современный ремень, смещенный ниже к бедрам. Такой не держит вас, он просто украшает ваши чресла, как бы намекая на секс. Настоящий же пояс - это необходимая деталь в конструкции образа человека. Он не позволит вам сутулиться или быть вульгарным. Он располагается там, где и должен располагаться. Опустили, и солнечное сплетение осиротело.

Вычитал на одном сайте: «Г.С. Маслова пишет, что, по рассказам старожилов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали». Комментарии излишни.

Да и вообще, пояс сопровождал человека с рождения (младенца пеленали и перевязывали широким поясом) во всех проявлениях, будь то свадьба, сватовство или работа в поле (первый сноп урожая так же опоясывался), или выгон скота (и перед скотом расстилали пояс, и на рога подвязывали). Пояс - наше славянское всё.

Поэтому в хоре разрешается держать за пояс друг друга. Это знак высшего доверия. Настоящее сплетение тел и душ в единое целое. От пояса к поясу - от живота к животу - от жизни к жизни.

Не думаю, что держаться за пояса допустимо было, если в хороводе участвовали несколько родов. Тут все друзья, но не столь близкие люди, чтобы позволить хватать себя за каркас. В этих случаях (ИМХО) водящие держались за плечи.

Положить руку на плечо - всегда было символом дружелюбия, привязанности. Плечи - это верхняя часть нашего каркаса. Недаром же говорят «плечевой ПОЯС». Мы хотим успокоить человека - кладем руку на плечо, обращаем на себя внимание - касаемся плеча, подбадриваем, сжимая его. Женщина спит у мужа на плече, а ребёнок - на плече матери. И массаж плечевого пояса - самый приятный. Плечи (плечом считается часть руки до локтя) - довольно чувствительная к невербальному общению часть тела. Ведь в них сконцентрировано напряжение и основные мышцы руки. Взяв человека за плечи, ты как бы берешь его всего.

Позволить взять себя за плечо - проявить доверие, позволить себе прикоснуться к чужому плечу - смелость, открытость. Даже в голливудских фильмах, когда хотят изобразить полное доверие, либо семейные отношения, прощаются, обнимаются, поддерживают друг друга, прикасаясь к плечам. Этот образ не скрыть, поскольку он заложен в самой человеческой психологии. И даже если в настоящей жизни теперь не принято «пользоваться» плечами, то в кинематографе для достижения правильного психологического эффекта евреи режиссеры вспоминают об интимности плеч.

Да и с лучшими друзьями мы фотографируемся, «обнявшись плечами»



Наверно, неспроста классическим местом для украшения татуировкой или погонами являются именно плечи - столь восприимчивые места нуждаются в защите, обереге.

А вот держаться за руки… Лично моё мнение, это не по хоре. Быть может, по Торе, но не по Хоре)). Это по-детски, по-современному, романтически, но не для хоровода. Руками мы познаем мир, его форму, температуру, влажность. Говоря языком инженерным, руки - это первичный преобразователь. Руки - хороший инструмент, великий для человечества. Но всё-таки это конечность.

Взявшись за руки, люди находятся далеко друг от друга, даже если стоят вплотную. Это как один крючок подвесить к другому - далеко от крепкого замка. Для крепкого соединения нужны две разные детали: засов с рукояткой, крюк и петля, винт и отверстие с резьбой. Так и здесь, чтобы создать замок, нужны дополняющие друг друга устройства, как, например, рука и плечо, рука и пояс.

И только создав цепь, скрепив ее замками, каждый отдельный хорист сливается с коллективным хором. Что может один человек перед Солнцем?! И только хор, начиная свою проекцию светила на земле, добивается желаемого. Как говорят «А теперь хором», подразумевая «А теперь все вместе!». Вот так хором и строили мир когда-то. И ХОРОШО строили.

Тут возникает чисто языковой вопрос: почему именно «Хор»? Т.е. если с ОР всё понятно, то зачем вначале стоит «Х» - туманно. Ведь «Х» эта довольно жесткая, такая, что «нельзя так просто взять и» (с) выкинуть ее из подобных слов. Помните, в начале я писал, что Хоровод иногда произносится «карагод». Тут настолько ярко выраженная «Х», что превращается в К! На западе ее в однокоренных словах показательно укрепляют до сочетания «Ch» (Chorus)

Другими словами, «Х» добавленная к образу «ОР» - это уже специальная конструкция, и с ней надо считаться, несмотря на то, что уже у западных славян она выпадает из слова, оставляя нам чистое солнце «ОР».

Как ни крути, а «Х» нас всегда возвращает к дыханию: ВдоХ и ВыдоХ, ХоХотать, «Аха!» (когда кто-то попался), американцы любят в конце обличительных фраз вставлять «Hah!», мы восхищаемся «Ах!», горюем «Ох!» и удивляемся «Ух!». И все эти звуки непосредственно связаны с выдохом воздуХа. Причем, в данном случае я всецело соглашаюсь с мнением этимологов, что ДУША - ДУХ - ВОЗДУХ - всё один образ.

Т.е. буква «Х» - это вполне человеческий воздух, если можно так выразиться, не природный, поскольку связан именно с речевыми человеческими междометиями. Животные, например, не издают звук «Х». Если только шипящие коты, издающие звук, похожий на Х и Ф одновременно.

Таким образом, я докатил «Х» до человека. В итоге получаем, что ХОРА - это связь человеческого духа (просто человека, как живого существа) с движением солнца.

Признаюсь, я не люблю такое толкование и когда вижу расшифровку образов типа «есть божественное асом сотворенное…», начинаю судорожно закрывать чтиво, ибо всё это такая хрень! А у самого сейчас получилось что-то подобное.

Но что поделать, когда человеческие души обращаются к солнцу за помощью в специальном обряде, кто знает, что там происходит на самом деле. Как мы помним, магии не существует, ведь МАГИЯ - это лишь способности человеческих мыслей и умений. Поэтому Хору можно объяснить и на человеческом уровне, знать бы только подробности… Одно ясно, обряд древний, не языческий (если язычество вообще когда-либо существовало), вполне практический и политический. И не удивлюсь, если он исполнялся всего дважды / четырежды в год, согласно астрономическим солнечным явлениям.

Быть может, Хорой начиналась или заканчивалась целая серия сходняков и обрядов. Ну типа сегодняшних советов ОБСЕ, ООН, G20… Сейчас вожди ставят чернилами закорючку на бумаге и жмут перед камерами друг другу руки, а раньше отплясывали всем родом-племенем. Кто ее поймет, эту седую древность…

Я лишь веду к тому, что не надо рассматривать древность, как нечто мифическое, наполненное волшебством и богами. У всего есть свое объяснение. Я лишь не смею идти против такого понятия, как «энергетика». И в той хоре, о которой я говорю, энергетики человека и природы больше, чем можно представить. Что с ней делать? Применять!

Так почему бы болгарам не называть свой народ Хора? Если до них эта причерноморская земля принадлежала «хористам».

славяне

Previous post Next post
Up