Банк олигарха Лебедева

Jul 17, 2012 20:53

Вслед за проверкой Национального резервного банка (НРБ) Александра Лебедева со стороны ЦБ последовали и санкции: по сведениям источников "Ъ", банку ограничено привлечение средств граждан.

Пока не началась информационная истерия на тему "#кроваваягебня отобрала у #лебедева банк, нужен срочный ретвит и перепост", я попытаюсь объяснить некоторые вещи (благо, банковской сфере я не чужд). Все, что выделено курсивом, взято из указанной выше статьи "Коммерсанта"

"По результатам последней проверки НРБ (с 30 января по 13 апреля), рабочая группа ЦБ сделала вывод о наличии оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства банка"

Проверка ЦБ - мероприятие, как правило, плановое. В 2011 году на 1012 российских банков пришлось 1143 проверки ЦБ, т.к. раз в год или чаще. Роспотребнадзор, к слову, проверяет чаще - за тот же период прошло 1390 проверок. А если проверка зашла в НРБ 30 января, значит, проверка была запланирована еще в 2011.

ЦБ счел, что банк недоначислил 5,643 млрд руб. резервов на возможные потери по ссудам.

Суть резерва на возможные потери по ссудам (РВПС) ясна из названия. Размер резерва зависит от величины кредитного риска по ссуде и варьируется от 0 до 100% в зависимости от качества обслуживания долга и финансового положения заемщика. Создавать РВПС никто не любит - деньги выводятся из оборота, лежат мертвым грузом на специальном счете. Но насколько же потребовалось досоздать резервы?

Неудивительно, что в такой ситуации кредитный портфель банка стагнировал: за квартал он увеличился всего на 0,3%, до 15,9 млрд руб.

Как видим, РВПС досоздан аж на 35% от объема кредитного портфеля. Это очень много. Возможны два варианта:
- весь кредитный портфель НРБ перешел из категории "стандартные" в категорию "сомнительные" (на практике это обычно означает просроченную задолженность на срок от 90 до 180 дней);
- объем ссуд на сумму 5,6 млрд рублей является заведомо невозвратным.
Это, понятно, две полярные ситуации, истина где-то между. Кредит, по которому не платят изначально, не моментально становится  безнадежным с резервом в 100%, он проходит несколько ступеней по лестнице снижения качества.

Общего роста просроченной задолженности в РФ не наблюдается, следовательно, мы имеем дело с огромным объемом безнадежных ссуд. Причин может быть две - завидное слабоумие правления банка, которое кредитует всех подряд, либо целенаправленный вывод средств из банка силами собственника.

Не будем нагнетать истерию на тему "НРБ украл деньги у НРБ", мы все-таки не Лехаим Навальный. Это личное дело Лебедева - перекладывать свои деньги из кармана в карман. Интересно иное - что же будет дальше.

Досоздание такого объема резервов привело бы к снижению капитала банка более чем на 20%, что вкупе с нарушением какого-либо норматива (в случае с НРБ это был Н12) является по закону "О банкротстве кредитных организаций" основанием для осуществления мер по предупреждению банкротства.

Досоздать резервы на требуемую сумму означает заморозить средства на специальных балансовых счетах. Средства берутся из прибыли, при ее недостатки или отсутствии - из собственного капитала. Следовательно, размер  собственного капитала банка после формирования РВПС упал и перестал соответствовать одному или более обязательных нормативов. В данном случае - H12 (норматив использования собственных средств банков для приобретения долей(акций) других юридических лиц - это так, за скобками).

"Впрочем, не исключено, что поводом для введения ограничения стали не только выявленные в ходе проверки факты, но и отсутствие заметной активности банка в части их устранения"Говоря простым языком, на письменные предупреждения и предписания НРБ забил болт не отреагировал. ЦБ такого не любит и не прощает.

Ограничение не запрещает банку открывать новые счета, просто рост таких счетов не будет взрывным, а объем средств на них - большим, чтобы не превысить установленную регулятором планку

Ограничение на прием вкладов (в отличие от запрета) призвано ограничить сверху объем вкладов физических лиц. Иными словами, ЦБ просит банк не играть в МММ-20XX, обязанность возвращать вклады (в определенном объеме) в случае чего ляжет на Агенство по страхованию вкладов. Грубо говоря, ЦБ фиксирует возможные убытки агентства.

Несмотря на все изложенное, "Коммерсант" проявляет сдержанный оптимизм:

"По мнению участников рынка, ограничение по вкладам - санкция, оставляющая получившему ее банку шансы на исправление ситуации. Это же подтверждает и статистика ЦБ: так, за весь 2011 год ограничения на привлечение средств во вклады применялись к банкам 47 раз, лицензий в 2011 году было отозвано всего 18"

Не разделяю мнения "участников рынка". Перекладывание денег из кармана в карман - операция трудоемкая, от нечего делать ее не начинают. А потому склонен полагать, что Нового, 2013 года НРБ уже не увидит. Там все равно апокалипсис в декабре.

Вот как-то так. Когда будете ретвитить и репостить про происки кровавой гебни, отобравшей банк у несчастного Лебедева, прошу вспомнить и задуматься. Аминь.
P.S: Это был платный пост, написанный на деньги ЕР и Кристины Потупчик. Полученные за него иудины 75 рублей были пропиты с алкоголиками во дворе на детской площадке.

Удивительное рядом

Previous post Next post
Up