Большемуртинский краеведческий музей создан несколько лет назад трудами энтузиастов-краеведов. Среди тех, кто внес весомый вклад в создание и развитие музея - преподаватель истории и ветеран войны Алексей Васильевич Тюрин (между прочим, кавалер ордена Александра Невского), учитель Светлана Бородина, нынешний директор музея Ольга Селютина, хранитель Татьяна Чапало.
Мурта - большая, поэтому и пост получился большой :) Все фото, как всегда, кликабельны. Увеличивайте и рассматривайте на здоровье! Копировать тоже можно, само собой - со ссылкой на источник :))
Музей расположен в здании бывшего райкома партии - помпезном белом доме с декоративной лепкой, постройки конца 50-х - начала 60-х годов.
Рядом - Дом культуры, построенный тем же архитектором.
По лестнице, воскрешающей в памяти эпоху строительства коммунизма в отдельно взятой стране, поднимаемся на второй этаж.
К сожалению, Большемуртинский музей до сих пор не получил достойного помещения, в отличие от музеев соседних районных центров - Сухобузимского и Казачинского. Вот и приходится многочисленным экспонатам тесниться в двух небольших комнатках, при этом одна из них является хранилищем музейного фонда, поэтому как бы не в счет.
Первым делом подходим к витрине, посвященной Св. Луке Войно-Ясенецкому - знаменитому хирургу, ученому и епископу Православной церкви, который жил и работал здесь в ссылке (третьей по счету) в 1940 году.
Архиепископ Лука - интереснейшая личность: исповедник веры, полжизни проведший в ссылках, и лауреат Сталинской премии. Признанный мировой наукой ученый-медик и канонизированный Церковью святой. В Красноярске существует памятник Св. Луке, его имя носит Красноярский медицинский университет.
К сожалению, из подлинных вещей Луки Войно-Ясенецкого - только прищепки. Все остальное - предметы, «близкие к теме».
В Большой Мурте сохранился старый больничный корпус, в котором святитель Лука делал операции, но об этом позже.
Витрина с разнообразными часами, тут же - крестьянский инвентарь, предметы быта.
Заинтересовала зернотерка. Рабочая поверхность обита железом.
Прялки. В запаснике - еще целая коллекция.
Хранитель Татьяна Тихоновна очень жалеет, что не имеет возможности выставить всё, что есть в фондах(!). О «минимализме» современных музеев (просторные залы с сиротливо приютившимися немногочисленными витринами) отзывается с неодобрением.
Самовары и прялка горизонтального (европейского) типа.
Сани.
Местные гончарные изделия.
Музыкальный уголок. Очень заинтересовал альбом пластинок с докладом Сталина. Вот ведь раритетище!
Знак лесного сторожа. Кустарная работа. Частник :)
Почтовый ящик. Кажется, видел подобный в музее связи (на картинке).
Советский фарфор и стеклотара.
Народное творчество. Автор вязаных игрушек - Боровская Елизавета Петровна, репрессированная немка, проживающая в поселке. Она выставляет свои игрушки на выставках и дарит детям, в том числе инвалидам.
Очень забавно и жизнерадостно.
Археология и палеонтология. Древние кости, обломки тагарских ножей.
Дневник белого офицера Петра Чащина, интереснейший исторический документ. А рядом - письмо, адресованное ему от сестры. Об этом я со временем постараюсь написать подробнее - текст дневника мне любезно предоставила директор музея Ольга Николаевна Селютина, за что ей огромная благодарность и низкий поклон.
Я пока пишу в книге отзывов. Желаю музею всяческих благ и главное - новое помещение. А также от всей души благодарю сотрудников за теплый прием и содействие.
Вообще, в Большой Мурте нам повсюду встречались совершенно удивительные люди. Давно мы не получали столько позитива от общения. А ведь все-таки райцентр с населением 8 тысяч человек, не какая-то затерянная в лесах деревня, где рады каждому новому человеку. Такой контраст после Балахты!
В следующий раз расскажу немножко о поселке. Там еще замечательные автобусные остановки!