Заголовок получился какой-то провокационный, но уж оставлю как есть… Недавно сходили в Литературный музей (он же дом Цукермана) на выставку «Сибирское старообрядчество». Надо же - и ее приурочили к Универсиаде…
1-2. Наш красноярский Литературный музей сам по себе примечателен во многих отношениях: проходя мимо, трудно не обратить внимание на замечательный деревянный дом, принадлежавший когда-то семейству Цукерманов, в котором он располагается. Продуманный Цукерман выстроил дом почти напротив пожарной части (или же мудро предвидел, что там вскоре появится пожарная часть), благодаря чему здание и сохранилось для потомков - при его возгорании в 1912 г. пожарники прибыли как раз вовремя.
3. На открытие выставки мы не пошли - мало ли как отреагируют старообрядцы на праздных посетителей, да еще и с фотоаппаратом Nikon…) А если серьезно - я просто не очень люблю речи и сборища, даже самые благообразные.
Выставка оказалась совсем небольшая (четыре витрины плюс немного картин и экспонатов на стенах), тем не менее - посмотрели с интересом: все-таки умеют старообрядцы сохранять старину, что в общем-то логично.
4. Первое, что увидели - картину маслом с подписью «Старообрядец Михаил Панкратов». Неужели это блогер
mu_pankratov ? Однако, похож.) Вот интересно, откуда этот портрет в нашем провинциальном губернском городе? Уважаемый Михаил, пожалуйста прокомментируйте!
5-6. В том же крохотном зале - «Пелена подвесная «Крест на Голгофе» (золотая парча, аппликация и вышивка на бордовом бархате), Россия, первая половина ХХ века». Расшифровка акронимов прилагается, что достойно похвалы.
Подвесные пелены символизировали ткани, которые клались под ноги Христа во время Его входа в Иерусалим, или одежды Христа. Пелены подвешивались под образы нижнего ряда иконостаса или под отдельно расположенные иконы (источник:
https://w.histrf.ru/articles/article/show/pieliena).
7. Еще одна пелена - эта уже местная, из Енисейской губернии, начало ХХ века.
8-11. В витрине, за стеклом - медное культовое литье, святые иконы.
В центре, под киотным крестом - четырехстворчатый складень "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (XIX-нач. ХХ вв.). Похоже на золочение.
12-15. Некоторые иконы удалось сфотографировать покрупнее.
Сверху вниз, согласно описаниям: Св. Николай Чудотворец (XVII-XIX вв.); Преподобный Нифонт, прогонитель бесов (XIX в.); Св. Борис и Глеб (XIX в.); Икона Покрова Богоматери (XIX в.).
К сожалению, не удалось заснять крупно замечательные, с многоцветными эмалями "Воскресение. Сошествие во ад" и "Неопалимую Купину".
16. Если кто-то не знает, что такое ле́стовка (с ударением на первый слог), на витрине есть пояснение: «Лестовка - истинно русские четки. Раньше каждый русский человек имел свою «лестницу на небо». Она сопровождала его всю земную жизнь. Когда он отходил в вечность, лествицу вкладывали ему в руки как символ надежды на то, что душа поднялась вверх по лестнице».
Описание емкое, но все же слишком краткое, потому что предмет, называемый «лестовка», и представляющий собой непременный атрибут старообрядца, имеет достаточно сложную символику, о которой можно прочитать, например, здесь:
https://ruvera.ru/lestovkaНа фото - лестовка из венчальной пары и лестовка праздничная.
17. В другом зале, побольше, - три витрины с книгами.
18. Вот, очень красивая книга: «Триоди постная и цветная. Гуслицкое письмо, писец Щитиков Назарий Алексеевич, середина XIX века. Музыкальный памятник, написанный крюковыми нотами которые применялись в Московском государстве до конца XVII века». А в среде старообрядчества, как видим, - и гораздо позднее. Я бы не удивился, если бы узнал, что применяется и сейчас.
Слева - «Златоуст. Москва, 1915. Книга поучений на все воскресные дни года. В ней собраны поучения не только св. Иоанна Златоуста, но и других святых отцов. Читается после Литургии или на службе часов в великий пост».
19. «Номоканон (Кормчая книга). Рукописная книга. Полуустав. Московское государство, сер. XVII века. Книга церковных правил апостолов и св. отцов семи Вселенских и девяти Поместных соборов, а также других св. отцов». Жаль, что не с пометками патриарха Никона, хотя старообрядцы бы этого точно не одобрили.
20. «Апостол, г. Яссы, XVIII-нач. ХХ вв. Священная книга. Отрывки из нее читаются на службе часов или ни литургии оглашенных (готовящихся ко крещению) перед чтением Евангелия. Содержит деяния и послания св. апостолов Петра, Иакова, Иуды, Иоанна Богослова, Павла».
Рядом - «Лестовка Богородичная на 100 ступеней. Красноярский край, ХХ век. Принадлежала репрессированному в 1937 г. отцу Викулу».
21. «Евангелие. Москва, 1646 г. …» - что-то я сильно сомневаюсь в датировке. «…Священная книга. Читается торжественно на утрени, на обеднице или на литургии. Состоит из четырех книг…» и т.п. Думаю, никому не надо объяснять более подробно, что такое Евангелие.
Рядом киотный крест ХХ века и лестовка.
22. «Псалтырь. Москва, нач. XVIII-нач. ХХ вв.»
«Лестовка. Хакасия, Таштыпский район, 1950-е гг. Принадлежала семье Лыковых».
23. А вот просто грандиозная вещь: «Апокалипсис трехтолковый. Москва, типография Преображенского молитвенного дома, 1913 г. Репринт издания Захарии Копыстенского (Киево-Печерская Лавра, 1625 г.) с дополнениями из других толкований из собрания Исторического музея».
Сразу захотелось полистать, поразглядывать иллюстрации. Кажется, список есть в собрании рукописей на сайте Лавры, надо поискать.
Хорошо, когда из церковных, музейных, частных закормов достают вещи, которые обычно не лежат на виду. Хочется поблагодарить организаторов - в общем-то, это единственное событие, которое вызвало мой интерес во время проведения Универсиады.)