Что среди староверов подделывали иконы сомнений нет. На Урале была и староверческая типография подделывающая старопечатные книги, вплоть до правильных филиграней якобы старой бумаги) В Гуслицах и медные деньги подделывали, это был давний и прочный промысел литейщиков, что уж скрывать, для староверов нагреть и обжулить государство дело просто святое.
Купцы-староверы друг друга жулили непрерывно) Кроме того, старовер староверу конечно ближе чем никонианину, но между разными толками порой вражда была непримиримая и во вражеские скиты через третьи руки впарить фальшак за пачку денег и потом радоваться - почему бы и нет? Да и внутри своих не все равны. При этом думаю многие намеренно покупали подстаренные иконы для солидности, прекрасно зная что это новодел - но на всех то икон 15-16 веков вне хватало. Есть целые исследования как староверческие иконописцы иконы реставрировали и подделывали - особенно Рублева до революции. Что интересно - подделка икон активно шла и при советах - большевики кучу фуфла продали своим западным партнерам и рисовали новоделы иконописцы старых староверческих подмосковных школ.
Ладно Рублев, купит какой-нибудь денежнный мешок, а тут - медные образа, вещь святая и повседневная. Как-то не вяжется с благоговейным отношениям к иконам. Хотя очень даже вероятно, что подделывали именно старообрядцы, и впаривали своим же (а не "во вражеские лагеря"). Пусть и через третьи руки... Видно эти староверы были уже не те, что шли на костер в 17 веке.
В раскол уже часто шли, как писал Мельников-Печорский, потому что там кредиту было больше. Сами ж видите какие жуткие по качеству и порой на грани святотатства делались литые кресты и иконы, какое благоговение, было б дешево так и тяп-ляп сгодится.
Почему и нет? Все по вкусу заказчика и по его деньгам. И то что повторяли русское литье 15-17 века в 19 веке - иконы и кресты - совершенно ж не тайна. И Византию фуфлить стали сразу после появления к ней интереса.
В общем, постепенно обкатываю идею, что с медным литьем в России (по крайней мере, в 19 веке) было все не так просто, как это подается в большинстве научных статей.
Лили по старым маткам всегда, но их ни когда не выдавали за дораскольныя...И сейчас у нас льют. Качество зависит от мастера, цена тоже определена- старыя от редкости, новыя от места продажи. У никониян они просто запрещены были, по ентому такие байки и гуляют.
У никониан запрещение было чисто формальное, и чем дальше, тем формальнее. Старообрядческое литье было плчти в каждой избе, независимо от конфессии, и это известный факт. Подделка медных образов "под старину" - тоже известный факт. Вопрос в том, кто этим занимался. Из текста статьи вязниковского краеведа Голышева (1869 год) по сути следует, что те же, кто и лил. По крайней мере, в Никологорах. Вряд ли это байки - судя по другим материалам Голышева, он был весьма добросовестным исследователем.
В деревнях привозили цельными подводами и для крестьян- чем новее и блестяще, тем лучше. Когда уж ценители появились, для них барыги и стали мухлевать. По своей сути, со старых икон, делали матки, но специалист сразу определит, а для бабушек енто все побарабану. Поверьте, знаю изнутри етот вопрос.
Ну все правильно, моей мысли это никак не противоречит.) Единственно хочу уточнить, что такими "ценителями" были и сами староверы (пусть не все, но явно был такой контингент). Об этом пишут во многих дореволюционных источниках.
Мы с трудом можем понимать логику своих дедов и бабушек, мои младшие дети, ни когда не поймут логику 90-х, а уж сейчас понять как думали или действовали люди в 17-18 веках, ето за пределами... короче говоря, делать под старину, только чтобы соблюдать традиции, не всегда мошенство.
Такая мысль мне тоже приходила в голову, спасибо. А вот другой вопрос: могли ли староверы в одной и той же мастерской лить кресты поповские, беспоповские и никонианские? Как говорится, и нашим, и вашим?
В Гуслицах и медные деньги подделывали, это был давний и прочный промысел литейщиков, что уж скрывать, для староверов нагреть и обжулить государство дело просто святое.
Reply
Reply
Есть целые исследования как староверческие иконописцы иконы реставрировали и подделывали - особенно Рублева до революции. Что интересно - подделка икон активно шла и при советах - большевики кучу фуфла продали своим западным партнерам и рисовали новоделы иконописцы старых староверческих подмосковных школ.
Reply
Reply
Сами ж видите какие жуткие по качеству и порой на грани святотатства делались литые кресты и иконы, какое благоговение, было б дешево так и тяп-ляп сгодится.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
У никониян они просто запрещены были, по ентому такие байки и гуляют.
Reply
Reply
По своей сути, со старых икон, делали матки, но специалист сразу определит, а для бабушек енто все побарабану. Поверьте, знаю изнутри етот вопрос.
Reply
Reply
Reply
А вот другой вопрос: могли ли староверы в одной и той же мастерской лить кресты поповские, беспоповские и никонианские? Как говорится, и нашим, и вашим?
Reply
Leave a comment