Поселок Подгорный: Музей археологии

Jun 18, 2018 23:20

В поселке Подгорном на улице Лесной находится очень любопытный школьный музей. Музей - уникальный в своем роде, по крайней мере для нашего края. Основу его экспозиции составляют находки школьников, и какие это находки!
Сегодня музей имеет официальный статус филиала Музейно-выставочного центра города Железногорска и носит имя своего основателя.



2. Музей был создан в 2002 году, но история школьных экспедиций началась задолго до этого. Под руководством учителя истории Евгения Сергеевича Аннинского школьники участвовали в раскопках в Шарыповском районе, занимались поисками артефактов на отмелях Красноярского моря, да и другие примечательные места края не остались без внимания. Результаты впечатляют, респект юным сталкерам и их предводителю!



В музее - три зала. В одном из них сменяют друг друга различные временные выставки: в этот раз там можно было посмотреть превосходные диорамы и модели железногорской студии военно-исторической миниатюры MasterWerk. Я делал основную часть снимков уж после экскурсии, и к сожалению совершенно забыл про этот зал... видимо, был слишком увлечен археологией.) Интересующиеся могут заглянуть на страницу студии в контакте:https://vk.com/mw_models

3-4. Зал археологии, основная экспозиция музея.





5. Сразу хочу сказать, что экспозиция построена не так, как в большинстве археологических музеев. По словам экскурсовода, все экспонаты каталогизированы и идентифицированы, однако на витринах нет никакой информации о возрасте, месте находки, и в большинстве случаев - о принадлежности к той или иной археологической культуре. Каждая витрина объединена определенной тематикой, и в целом структура экспозиции имеет школьно-дидактический, а не научный характер. Мне не очень близок такой подход, хотя наверное он имеет свои преимущества. Но в результате получатся странная эклектика: сбруйные бляшки 19 века соседствуют с тагарской бронзой и средневековым железом.



6-7. Между прочим, на родном кожаном ремне латунная "конина" выглядит в разы интереснее, чем в виде металлолома. Не знаю, как называется этот элемент упряжи, но похоже, что вещь подлинная и с историей.





8. Дидактические цели в музее - на первом плане.Для детей устраивают забавные игры типа "Охотники на мамонтов", в процессе которых нужно совершить различные действия, имитирующие повседневную жизнь древних людей. Нам тоже разрешили немного поиграть.)
Сначала попробуем добыть огонь. Для этого используется вот такое приспособление.



9. Похоже, для того чтобы начала тлеть вата в углублениях, нужно заморачиваться очень долго. Столько времени у нас не было, но по крайней мере острие палки-зажигалки нагрелось довольно существенно.



10-11. Следующее задание - освоить каменную зернотерку. Миле для этого даже выдали доисторическую спецодежду.





12. Вообще, древние артефакты здесь доступны не только для осмотра, но и для более близкого ознакомления.
Вот, например, каменные топоры.



13. Рукоятки, понятное дело, новодельные. А вот камни - уже музейные экспонаты, с соответствующими бирками.



14. Каждый может подержать в руке окаменевший папоротник.



15-16. Но перейдем к экспонатам, которыми музей весьма и весьма богат.
Поражает количество наконечников для стрел разных эпох - каменных, костяных, бронзовых, железных.





17. Проколки и ножи.



18. Рядом с топором - наверное, цепы для обмолота зерна. Но выглядят довольно устрашающе, вызывая ассоциации с боевым оружием.)



19-20. Кельты, ножи, чеканы.





21. Этот железный кинжал, как нам сказали, старинное подражание скифам. Возраст, правда, не уточнили.



22. Тагарские фигурки в "зверином стиле", чекан с барашками и прочие симпатичные предметы. Особенно понравился миниатюрный бронзовый котел (там, где надпись "Уменьшенные модели вещей для мертвых") - кажется, я такого раньше не видел.



23. Комплекту костей для игры в бабки явно не хватает битка (кости, залитой свинцом) - пообещал в следующий раз принести, у меня как раз есть один лишний. Только вот когда нас снова занесет в те края? Может, найдется человек, с которым можно передать?
Типичный пример эклектичности экспозиции: вилка для фруктов (справа) родом совсем из другой эпохи.



24. Понравилась острога.



25. Каменный жезл - явно фаллический символ. Хотя, для школьников такое описание вряд ли подойдет.)
А идола, который справа, какой-то поселянин нашел в золе при разборе печки и передал музею. Происхождение его смутно и неопределенно.



26-27. Еще экспонаты.





В общем, нормально так насобирали школьники.) Конечно, некоторая часть предметов попала в музей другими путями, но нужно учитывать, что на витринах представлено далеко не все: в музее хранится более трех тысяч экспонатов.

28. А еще экспедиции под руководством Е.С. Аннинского занимались копированием наскальных рисунков по методу Капелько. По итогам работ в 2007 году был даже выпущен альбом "Наскальное искусство Среднего Енисея", который при наличии интереса можно скачать с торрентов.
Вот как раз наскальным рисункам и посвящен следующий зал.



29. У одной из стен скромно примостился бронзовый тагарский котел возрастом пару тысяч лет.



30. Этот "шаманский камень" притащили аж из Новоселовского района. Представляю себе... каменюка тяжеленная!



Забыл еще сфотографировать каменный календарь, изученный, между прочим небезызвестным "космоархеологом" В.Е. Ларичевым (мир праху его). Но и без этого мы получили впечатлений более, чем ожидали. Увидеть такое в поселковом школьном музее - просто фантастика! Жаль, что со смертью Е.С. Аннинского хорошая традиция прервалась. А в нынешнее время, как говорят сотрудники музея, появилось слишком много юридических препятствий для организации подобных экспедиций. Да уж, знаем мы эти юридические препятствия...
Но хорошо хоть музей живет и здравствует!

археология, артефакты, музеи

Previous post Next post
Up