Говорят, что старообрядцы - ревнивые хранители чистоты веры и древних традиций, отвергающие все «никонианское» и тем более - латинское. Но посмотрите на эту литую «плакетку» (да простят меня пуристы терминологии) - богородичную икону «Всех скорбящих радость» (старообрядческий вариант: «Всем скорбящим радость»).
В статье
«Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья» утверждается, что данный иконографический сюжет является первым по распространенности среди богородичных сюжетов на старообрядческих литых иконах. И это похоже на правду. Между тем, фактически общепринято, что образ «Всех скорбящих радость» сформировался уже после Раскола, во 2-й половине XVII - 1-й четверти XVIII веков. Более того, утверждается, что данная иконография латинского происхождения.
История происхождения образа подробно излагается в широко известной среди коллекционеров
статье Н.И. Комашко, а также тиражируется в википедии и многих других источниках.
Первые упоминания об иконах, называемых «Всех скорбящих радость» появляются во 2-й половине XVII века. Одна из таких икон прославилась в 1688 году чудесным исцелением сестры патриарха Иоакима Евфимии Папиной. Наиболее известны два списка с этой иконы - Санкт-Петербургский и Московский. Санкт-Петербургский сохранился только в виде литографии, и считается более ранним. На этом списке можно увидеть явно латинские элементы - в частности, полумесяц в ногах Богородицы и четки в руках Богородицы и Младенца. Четки, например, характерны для западноевропейского иконописного типа "Мадонна Розария".
Московский список очищен от «чуждых влияний», при этом в иконографию добавлены страждущие, в отношении которых исследователи проводят аналогию с опять же западной иконой - «Мизерикордией» (Мадонной Милосердной, Милующей).
Старообрядческая иконография «Всем скорбящим радость» происходит, по-видимому, от сюжета, развивавшегося параллельно, «Умиления и посещения в беде страждущим», который тоже появляется во 2-й половине XVII века. Происхождение этого образа также связывают с латинской «Мизерикордией». Уже в XVIII веке «Всех скорбящих радость» и «Умиление…» сливаются в один образ, а наименование «Умиление…» выходит из употребления.
Так почему же старообрядцы приняли «никонианскую» икону, к тому же с западными влияниями? Тут могут быть следующие варианты ответов.
1. Образ «Всем скорбящим радость» - более древний, чем принято считать, "латинская" версия его происхождения не соответствует действительности, и старообрядцы об этом знали. Например, в Киево-Печерской лавре существует предание о том, что в церкви при лаврской больнице еще с XII века (!) существовала чудотворная икона с таким названием, а поместил ее туда ни кто иной, как князь Николай Святоша, правнук Ярослава Мудрого.
2. Масштаб почитания иконы «Всем скорбящим радость» в старообрядческой среде сильно преувеличен, икона почиталась только у отдельных толков. Против этой версии говорит большое количество дошедших до нас литых образков с указанным сюжетом. Кроме того, в литературе я нашел упоминание об отвержении этой иконографии только у филипповцев. В целом же старообрядцы, «почитая «Скорбящую Богородицу», исполняли ей ирмосы, призывая ее в печали и как спасительницу от клеветы» (
источник).
3. Образ был принят старообрядцами (возможно, сначала какими-то авторитетами в их среде) по заблуждению и незнанию его происхождения. Лично я склоняюсь к этому варианту. Пусть меня поправят, если не прав. Особенно интересно было бы услышать мнение старообрядцев.