Я наивно думал, что частное коллекционирование предметов антиквариата и искусства в советские времена было занятием полулегальным, скрытым от глаз простого народа, доступным лишь «приближенным особам» и людям с большими связями. По крайней мере, крупные частные коллекции не афишировались, ведь по советским понятиям место произведений искусства - в государственных музеях. Но оказывается, о коллекционерах писали статьи в журналах, а «простой» частный собиратель мог совершенно открыто приобретать и держать у себя дома шедевры мирового значения, при этом слыть меценатом и получать хвалу от благодарного Отечества.
Правда, Феликс Евгеньевич Вишневский, о котором идет речь в заметке из журнала «Огонек» 1962 года, был человеком далеко не простым, а по меньшей мере - выдающимся.
ЭНТУЗИАЗМ КОЛЛЕКЦИОНЕРА [Читать заметку из ]Почти сорок лет занимается коллекционированием тонкий ценитель и знаток искусства старший научный сотрудник музея А.С. Пушкина Ф.Е. Вишневский. В его коллекции насчитывается несколько сот ценнейших произведений русской и западной живописи, преимущественно XVII-XVIII веков; миниатюры, скульптура, предметы прикладного искусства, изделия из бронзы, хрусталя, фарфора... Братья Вишневские - его отец и дядя - были знаменитыми мастерами. Их изделия из бронзы были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получили Большую золотую медаль. Ими выполнены все бронзовые украшения в Ливадийском дворце. Отцу Вишневского, «мастеру серебряного цеха», принадлежит отливка «Хоровода ведьм» Врубеля, многих скульптур известных ваятелей. Когда были срочные заказы, мальчик помогал в мастерской. Он помнит, как работал отец. Воскресные походы в музеи, где он учил сына определять мазок художника, узнавать направление в живописи, эпоху, ее стили, совместное чтение книг по истории искусств, самостоятельная работа в мастерской - это самые дорогие и памятные для Феликса Евгеньевича страницы из его детства. В шестнадцать лет он смог стать экспертом в Обществе по изучению культурных памятников Московской губернии и чуть позднее - научным сотрудником в Коллегии по делам музеев. В это время и была приобретена на первые заработанные деньги первая картина. На аукционе продавался грязный холст с подрамником. Значилось - мужской портрет. Подписи художника не видно. Дома, промыв картину, Вишневский увидел подпись, да какую: «Левицкий. 1786 год». На портрете пожилой мужчина в парике, в военном мундире, с владимирской лентой. Лицо как будто незнакомое. Осматривая картинную галерею в одном бывшем подмосковном имении, Вишневский увидел то же лицо, что и на приобретенном им портрете: пожилой мужчина в парике, в парадном мундире. Имя художника мало что говорило, зато имя изображенного на портрете было - Суворов! Значит, на приобретенном им портрете был тоже Суворов. Постепенно коллекция росла. Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Щедрин, Кипренский, Тропинин - редкостное собрание живописи XVIII - начала XIX века. Истинный коллекционер, Феликс Евгеньевич приобретал картины для своей коллекции не в салонах и на выставках, а искал их на аукционах, в комиссионных магазинах. Феликса Евгеньевича можно видеть в музеях Москвы, Дмитрова, Серпухова, Калуги. Знаток живописи, он безошибочно определяет руку великих мастеров. Его картины тоже путешествуют часто. Побывали они на выставках а Рязани, Минске, даже в Якутии. Несколько картин там осталось как подарок коллекционера Якутскому республиканскому музею изобразительных искусств. В столетний юбилей Третьяковской галереи он преподнес ей в дар бронзовый бюст поэта Жемчужникова работы скульптора Беляева, портрет Художника С.Яснопольского. Сейчас Вишневский готовит подарки иркутскому, новосибирскому, смоленскому музеям. Лидия КУДРЯВЦЕВА. Огонек. 1962. №9.