(no subject)

May 21, 2013 15:40

Взяла у p_o_n_y :
Правда, от доброжелателей куда-то деваться очень тяжело. Медицина и педагогика - самые несчастные области человеческой деятельности: потому что решительно каждый встречный твердо знает, как надо учить и лечить. Увы. Как научить ребенка на всё это правильно (то есть - никак) реагировать? На мой взгляд, близкий к оптимальному способ - спорт. Не школа олимпийского резерва, но и не просто оздоровительные занятия - любительский спорт. Где, с одной стороны, есть соревнования и даже спортивные разряды, а с другой - нет такого прессинга, как в спорте высших достижений. Всё равно какой спорт. Лишь бы тренер хороший.
А теперь о том, что дает спорт.
Во-первых, он дает понимание компетентности. Мнение тренера имеет значение. Мнение судьи. Мнение другого спортсмена можно обдумать - он по крайней мере понимает, о чем говорит. Но мнение зрителя не имеет никакого значения: он некомпетентен. А спортсмену абсолютно не важна некомпетентная оценка. Она неинтересна. Никакие творческие кружки и студии этого не дают: рисуешь, лепишь, танцуешь, поешь, стихи пишешь - в любом случае тебе важно мнение зрителя. Который может быть при этом абсолютно некомпетентен в данном виде деятельности. А спортсмену непрофессиональное мнение не важно. И дети довольно быстро отращивают это понимание: у всех людей есть границы компетентности. Мнение тети Клавы с лавочки не имеет значения ни в каком случае. Мнение математички Марь Ванны имеет значение, когда оно касается моего знания математики. А когда оно касается моей прически - оно не имеет значения. Зато имеет значение мнение парикмахера. Который, в свою очередь, может оставить при себе свои представления о том, как надо решать задачи по арифметике.
Второй очень полезный навык касается оценок. Спорт учит понимать: любая оценка оценивает только то, за что она поставлена. Если я занял первое место с конца на соревнованиях по плаванию - это значит только то, что я плаваю хуже тех, с кем состязался. И больше это ровно ничего не значит. Оценка по английскому оценивает мое знание английского. Она не оценивает мои личные качества, равно как и мою компетентность в других областях знаний. Если какой-то доброжелатель начинает заниматься генерализациями и обобщениями ("Тройку получил! Это что же, ты маму не любишь? Она же расстроится!") - этот любитель обобщений немедленно отправляется в сад.
Ну и, наконец, спорт учит очень важному подходу: сравнивать свои сегодняшнпие достижения не с Васиными или Петиными, а со своими вчерашними. Имеет значение только это. Только рост твоего мастерства. Если Петя плохо тренировался и ты обогнал его на лыжах - ты не начал лучше кататься. А значит, на любые слова "А вот Миша давно уже умеет\учится на одни пятерки\и т.д". ребенок просто учится реагировать как на заявления некомпетентного человека. А некомпетентное мнение спортсмену что?.. Точно, по барабану.

перепост, дети, рассуждения

Previous post Next post
Up