Сергей Филатов_интервью

Jan 24, 2012 16:29

Оригинал взят у podosokorskiy в Сергей Филатов: слово нужно дать писателям, а не политикам
Источник: http://polit.ua/articles/2012/01/23/filatov.html

Мы публикуем интервью с главой Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, членом Союза журналистов России и союза писателей Москвы, экс-главой администрации президента Сергеем Филатовым, что было записано во время Фестиваля русской литературы в Киеве с 1 по 4 декабря. Беседовала Юлия Каденко.





Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашего фонда?

Фонд создавался как социально-экономическая инициатива - у нас быта такая серьезная программа по жилью. Но, вы знаете, в самый последний момент, когда устав уже подписывался мной, я дописал еще и слово «интеллектуальная». Откровенно говоря, меня всегда тянуло к гуманитарным наукам, хотя я сам - инженер. Может, это связанно с тем, что у меня отец был поэтом, и я долго вращался в наших писательских кругах. Я в этой среде пребывал, не потому, что мне хотелось, а потому что я был вынужден это делать. Отец в 1945 году под Прагой был контужен и ранен в голову, год пролежал в госпитале, и его постоянно преследовали головные боли, поэтому моя мать командировала меня везде его сопровождать. Вот так я попал в эти круги. Было очень интересно. Видимо, это и сыграло какую-то роль. Потом, так случилось, что мы образовали Конгресс российской интеллигенции, где я стал председателем совета, и мы это взяли в программу своего Фонда, чтобы не раздваиваться.

Потом появилась программа молодых писателей, она появилась случайно. Мы как-то сидели у министра культуры, вместе с Владимиром Григорьевым, и задумались о том,  что же все-таки происходит с молодежью? Мы понимали, что ненормальные вещи происходят в Союзах писателей, и тогда возник вопрос о том, чтобы как-то этим вообще заняться, посмотреть, что в этом пространстве происходит. И договорились, что Министерство Культуры будет этот проект финансировать, а наш Фонд возьмется его вести. Сначала это был Форум писателей - 250 человек мы собирали, пишущих во всех жанрах, и работало 15-16 мастер-классов. Вместе с литературными журналами мы проводили мастер-классы, творческие встречи с интересными людьми. Для меня очень важно было давать информацию из первых рук. В стране происходила такая путаница, такая ложь отовсюду пошла, и от журналистов, и от политиков - поэтому нужны были люди, которые могли бы честно рассказать, что происходит в экономике, что происходит в политике, что происходит в культурной сфере и, вообще, в нашем развитии. И ребятам это очень понравилось, они с удовольствием подавали  заявки на участие, присылали свои произведения, и с каждым годом у нас прибавлялось народу. Сначала было 250, потом 300 с чем-то, потом - 500. И вот сейчас  приходит регулярно более 500 заявок. Я не стремлюсь делать рекламу Форуму, потому что это большая нагрузка на рецензентов будет: одно дело из 500 человек выбирать 150, другое дело - из 5000. Я никакой необходимости в этом не вижу. Те ребята, которые заинтересованы в этом, есть в Интернете, и по сайтам они видят, что происходят в этом мире, и замечают наши стремления. А первые три года редакторы журнала ездили по регионам, собирали произведения - вот так мы начинали, постепенно, пока информация не овладела определенной массой. В один год к нам пришло 17 заявок с Камчатки, это удивительное дело. Оказывается, там есть писательский мир! Вообще, меня поразило, что москвичи первые годы не проявляли себя как талантливые писатели, хотя там было много заявок от ребят, которые учились в Литинституте и закончили его. После того, как начал работу Форум, заявки из Литинститута выросли в 7 раз. Постепенно талантливая молодежь начала проявляться и в Москве. В начале, это был Гуцулов, Ростов-на-Дону, это был Дима Новиков из Карелии, позже появился Прилепин из Нижнего Новгорода, Абузяров из Нижнего Новгорода, Ирина Мамаева из Карелии, Лена Георгиевская из Калининграда, вообще интересный такой клубок с острова Сахалин… Первоначально я был поражен, что самые талантливые ребята едут из регионов. Потом уже начали появляться Сенчин Рома, Шаргунов Сергей, Кочергин Илья - это плеяда наших ребят, москвичи.

Эти гуманитарные программы начали развиваться,  мы  особое внимание начали уделять детским писателям,  специально для них создали детский семинар, не только на Форуме молодых писателей, но и каждый год теперь устраиваем для них семинары в музеях-заповедниках великих наших писателей:  у Лермонтова, у Достоевского, у Толстого, в прошлом году был Некрасов. И ребята, помимо всего прочего, знакомятся там с их творчеством, историей, биографией. Для всех неожиданным было то, что Тургенев оказался детским писателем, у него есть отдельные сказки, недавно выпущенные книгой. Это помогает ребятам творить. Вообще, детские писатели - это особые люди.

А кто подает эти 500 заявок? Это люди, считающие себя писателями?

Да, разные писатели. Но есть особенность  - очень многие работают не в одном жанре, а в двух-трех, а некоторые даже - в четырех. Это говорит о том, что они находятся в поиске. Они ищут, где у них лучше получается. Есть ребята, которые получают высшие оценки по всем жанрам. Особенное внимание мы уделили Северному Кавказу,  каждый год проводим писательские форумы в одной из республик Северного Кавказа, там свои особенности. Очень сильная чеченская группа, она вышла из войны. Мы очень беспокоились по поводу Ингушетии, где утрачивался литературный русский язык. Очень хорошие группы писателей в Адыгее, в Карачаево-Черкесии. Но у меня была главная задача, чтобы, в конце концов, замолчали военные и политики, и больше было предоставлено слово писателям, потому что с людьми нужно разговаривать нормально, на человеческом языке, без лжи - люди должны привыкать к мирной жизни.

В последнее время мы обратили внимание на ребят, которые живут за рубежом, пишут на русском языке и которым нужна очень серьёзная помощь.

Какие страны охватывает эта программа?

Сегодня у нас три страны, из которых мы получаем наибольшее количество заявок - это Украина, Белоруссия и Казахстан. Но у нас есть ребята из Эстонии, Литвы, Финляндии, Киргизии, Туркмении, Грузии (мы особо их опекаем, чтобы проезд был простой), Армении, Молдавии, Германии. Один раз кто-то был у нас из США, несколько раз приезжали из Израиля - география широкая. И мы где-то человек 30 приглашаем из этих стран, с тем, чтобы атмосферу не ломать. Нужно еще отношения выстроить между ребятами, которые уже бывали у нас, и теми, которые приезжают впервые. Отношения сложные, все-таки. У нас на последнем Форуме было 72 новичка.

Те, кто проводят мастер-классы, это постоянный состав, или всегда разные люди?

Как правило, постоянный. Иногда приходится по тем или иным причинам менять кого-то.

А кто, как правило, составляет костяк мастеров?

Каждый литературный журнал, участвующий в нашей программе, даёт своих.

Каждый российский толстый журнал?

Да. Когда-то очень активно вела Наташа Иванова от «Знамени». Шайтанов из «Вопросов литературы», постоянно ведет критику. Вот, Андрей Дмитриев от «Знамени» вел семинар прозы здесь в Киеве. Ольга Ермолаева тоже вела и ведет поэзию. Успенский и Воскобойников ведут семинары с детскими писателями. Из «Пролога» ведет семинар Лена Исаева, поэтесса. От «Иностранной литературы» по переводу ведет семинар Александр Ливергант. Кто у нас еще? От «Нового мира» поэзию ведет главный редактор Андрей Василевский и Алехин. Довольно хорошие и приятные ребята. Также мы устраиваем творческие встречи с поэтами. У нас часто выступает Кушнер, часто выступает Чухонцев. В последнее время мы взяли за правило, чтобы выступали лауреаты литературных премий.

И последний, наверное, вопрос: а что на выходе? То есть, есть ли у Вас ощущение, что, после того, как вы запустили эту программу, ситуация с молодыми писателями изменилась к лучшему?  И что получают сами эти молодые писатели?

Во-первых, молодые писатели приобретают имя, и не только у нас, но и за рубежом.

То есть они могут опубликоваться после этих семинаров?

Они публикуются, у всех есть книги. Помимо того, что мы выпускаем «Библиотечку молодого писателя», у нас 120 книг выпущено. Мы каждый год выпускаем книгу лучшего писателя по итогам года - там все жанры присутствуют. Мы печатаем сборник критики, сборник поэзии, вот в этом году будем делать сборник детской литературы. И выпускаются уже четвертый год  каталоги с лучшими произведениями, для того, чтобы направлять наши издательства и наши библиотеки, на кого вообще ориентироваться, что печатать. Ребята, помимо нас, сами выпускают очень много книг. И эти имена, как видите, звучат везде. Поэтому я получаю безусловное удовлетворение от того, что ребята продолжают творить вне Форума. Они открыли очень много сайтов. Один из них посвящен Форуму молодых писателей, они сами это сделали.

Это «Пролог»?

И «Пролог» они сделали. «Пролог» мы сделали специально с журналом, для того, чтобы была отдушина для ребят, куда бы им посылать свои произведения. «Пролог» имеет право каждый год до 15 своих номинаций представлять на Форуме молодых писателей.

Что удалось, а что не удалось на этих встречах в Киеве?

Наш Фонд уже лет 6 или 7 ведет авторскую программу на международных ярмарках в Киеве, и мы там делаем выставку произведений молодых писателей. Я сам не ездил, но нам удается по два-три человека возить на ярмарки, с тем, чтобы миру показывать наших молодых писателей. Это тоже придает им сил и уверенности в своих действиях. И меня радует, что ребята пишут еще и публицистику, пишут о Форумах, пишут о книгах своих друзей. Я горжусь критиками нашими. У нас более 30 критиков, которые публикуются в толстых журналах, газетах, и они становятся признанными.

В Киеве вы нашли какую-то «звездочку»?

Из этих сегодняшних ребят критиков нет. Вот проза и поэзия очень сильно представлены. Я поприсутствовал, послушал, почитал, у меня уже в моих книгах все произведения их есть тоже. Вы знаете, часто себя заставляешь читать, а здесь я читал с удовольствием. Я вообще ценю книги, которые затягивают.

Источник: http://polit.ua/articles/2012/01/23/filatov.html

детская литература, книги, Личность

Previous post Next post
Up