К вопросу о вердности/ опасности детской литературы.
Серия в лучших традициях рынка вышла в издательстве "РОСМЭН"
Выдержка из рецензии Ксении Молдавской:
Но «РОСМЭН» очистил полянку от заморской педагогики, чтобы вырастить на ней собственных «Подружек.ru», сочинённых коллективом авторов в соответствии с поставленной коммерческой задачей. При соблюдении внешнего сходства с теми же «Девчонками» Ж.Уилсон создатели «Подружек» меньше всего думают о том, чтобы сеять «разумное-доброе-вечное». Им от народа нужно не «спасибо сердечное», его на хлеб не намажешь. Им нужно, чтобы девочки-подростки «подсаживались» на книги и на созданный в них мир. Для этого, кстати, был придуман интересный ход: эпилогом к каждой из четырёх книжек, написанных от лица одной из героинь, стоит эпизод, который начнёт следующую книгу, но будет рассказан уже другой «подружкой». Так что книги можно читать по кругу беспрерывно.
«Подружки» скроены так, чтобы оправдать подростковые мечты: самостоятельность, встреча со взрослой (лет двадцати) Большой и Чистой Любовью (далее - БЧЛ) и родители не лезут. А то, что в жизни встречаются разные серьёзные опасности, - это всё выдумки престарелых родственников. Поэтому пятнадцатилетняя девочка-отличница, уже распланировавшая свою будущую жизнь и работу, в книжке «Крутые виражи» напивается пьяной, идёт на байк-шоу и встречает там БЧЛ, двадцатилетнего байкера и нонконформиста. А пятнадцатилетняя же поклонница эзотерики в книжке «Вишенка для Демона» едет автостопом из Москвы в Питер и немедленно встречает БЧЛ, двадцатилетнего поэта и журналиста, лауреата премий «Дебют» и «Ступени», опытного автостопщика. БЧЛ находят также гламурная барышня, мечтающая о карьере парфюмера (ей достаётся студент Гнесинки, лауреат международных конкурсов), и девочка-«свой парень», увлекающаяся восточными единоборствами (эта встречает будущего не то дипломата, не то госчиновника).
Казалось бы, выбор молодых людей на редкость позитивный. Но едва ли он может служить оправданием тому посылу, который несут в себе книжки: родители говорят ерунду, ничего с тобой никогда не случится, потому что Принц-на-Белом-Коне появится вовремя и возьмёт тебя под своё покровительство. Посыл, конечно, жизнеутверждающий, но, увы, нередко заставляющий барышень забывать о правилах безопасности.
Впрочем, представители издательства «РОСМЭН» уверены, что их продукция никакого вреда девочкам не принесёт. Они просто не верят, что современная девочка в 12-13 лет будет подражать книжным героям. «То есть, по-вашему, современная девочка 10-13 лет <…> стремится подражать кому-то из сугубо детской/подростковой литературы? Я соглашусь, если какая-нибудь гуманитарно ориентированная девочка представляет себя (не подражает, а представляет себя, воображает себя) Наташей Ростовой или героиней “Красного и чёрного”. Но подражать персонажу, который одновременно сверстник и современник - это что-то как раз из советского времени. “Тимур и его команда”, например», - пишет пиарщица издательства в одном из сообществ, посвящённых детской книге. По её мнению, современные дети прочнее стоят на земле и не склонны увлекаться книжными героями до самозабвения.
Ну что ж, возможно, так оно и есть. Но у тех книжных героев, точнее, героинь, которых предлагает современным девочкам-подросткам «РОСМЭН», есть мощная поддержка в виде сопутствующих товаров и - главное! - Интернет-сайта. А на сайте, предназначенном как раз для общения подростков, взрослые дяди и тёти, исследователи рынка, пишут от лица героинь «Подружек». Пишут, спрашивают советов, общаются - словом, оживляж идёт по полной программе. Сращивается реальное и виртуальное. Вымысел так перемешивается с жизнью, что уже и не поймёшь, на каком ты свете. Выдуманные Варя, Женя, Настя и Ярик становятся подружками реальных Кать, Тань и Сонь. Которые убеждены, что раз с их знакомыми девочками ничего не случилось ни на трассе, ни в байк-клубе, то никаких реальных опасностей в жизни нет. Старые калоши-родители просто завидуют молодости и свободе, вот и сочиняют пугающие небылицы.
Поначалу я хотела было закончить свой текст шуткой, пусть и черноватой. Вспомнить про «топитесь, девушки, всем хватит места!» или ещё про какое влияние литературы на жизнь. Но я старая калоша, мать двух подростков, и смеяться над девочками, которые, конечно же, будут «сами дуры», меня как-то не тянет.
Потому что опасность, исходящая из полувиртуального мира, предлагаемого издательством «РОСМЭН», представляется мне слишком реальной.
Что-то я совсем ничего не сказала о литературных достоинствах нового сериала. А надо бы. В качестве последнего гвоздя. Так что просто две цитаты. Им даже комментарии не нужны:
«А Кирилл пропитан творчеством, оно сочилось из него, застывая драгоценными янтарными каплями».
«Фантазия тут же подкинула картинку, как он касается моих губ своими, как осторожно всасывает одну и проводит языком по губам, словно во французском кино».
Fin, граждане.
Ксения Молдавская
Полную версию рецензии, а также комментарии издателя можно прочитать тут
http://bibliogid.ru/articles/4140