Четыре образа воли

Jan 25, 2015 17:52


"Жизнь есть страдание". Для любой серьезной религиозной системы это утверждение несомненно. Но страдание - это не призыв вести мучительную жизнь, страдание предъявляет человеку вызов, и главное - то, как он на этот вызов отвечает. Пожалуй, можно выделить лишь четыре подхода, обуславливающих отношение всякого человека к данному утверждению.

Первый. Страдание - это преодоление. Жизнь в таком ключе есть битва, в которой человек, используя оружие воли и разума, сражается с окружающим его неведением. Результат этой битвы - человеческая культура и цивилизация. То есть создание благих человеческих взаимоотношений и благого нового космоса, лучше приспособленных для жизни. Остается лишь открытым вопрос, в чем содержание этой жизни.


Второй. Жизнь как защита крепости, осажденной тьмой. Все, что у меня есть - мои друзья, близкие, человеческие отношения и культура, - эфемерны. Я как человек могу лишь получить ценности от своих предков, защищать их всю свою жизнь, и передать потомкам. Потери от поколения к поколению неизбежны, и, как всякая оборона, этот путь должен закончиться поражением. Героизм участника состоит в том, что он продолжает твердо стоять, защищая свое владение.

Третий. Обернуться и спросить: ради чего страдает человек, стоят ли все эти ничтожные потуги недолгой истории человечества того, чтобы быть защищаемы или приумножаемы? Не лучше ли использовать их для достижения своих индивидуальных целей, которые просты и давно известны? Слава, богатство и власть, а, в конечном счете, и чистая воля к власти.

Четвертый подход. Трудно назвать его подходом, поскольку он сильно отличается от трех предыдущих, и состоит в забвении хорошего и плохого, оставляя человеку только приятное и неприятное, переводя его на уровень животного, обладающего чуть более сложным поведением. Здесь корень - атомизация общества и одиночество индивидуума, способного лишь образовывать стада, объединенные общим видом удовольствия, получаемого в данный момент. Надоест - перейдет к другому стаду, ничего не оставив после себя.

Пожалуй, третий и четвертый «ответы» можно бы и объединить, ведь каждый из подходов предполагает некоторое соответствующее себе построение общества. В первом случае - общество ставит во главу угла свое развитие, разумно меняется, исправляет то, что может исправить в себе и окружающем. Ищет новые пути к тому, что еще вчера казалось неприступным. Ценит знания и нравственность как необходимые условия движения вперед, без которых невозможно.
Во втором случае общество строится на принципе поклонения некоторому великому образцу. Он может находиться в прошлом или ожидаться в будущем, но отличие в том, что он не скрыт и известен. Ценности такого общества - честь и верность, твердость и благородство.

Третий же подход вряд ли сможет существовать без четвертого, ведь для абсолютной власти нужны абсолютный властелин и абсолютный раб. Абсолютный раб не может обладать человеческой связью с другими людьми, иначе у него будет конкурирующая ценность. А единственной добродетелью и счастьем раба должно быть угождение властителю.

Но не находим ли мы все эти образцы в истории человеческого общества? Да и в нашей современности… Пусть и в разбавленном, и в смешанном виде, но ведь чем дальше, тем больше эти тенденции проявляют себя, борются и союзничают, выводят себя как основы человеческого завтра.

Именно эти процессы я и хотел бы обсудить здесь, но не голословно, а привлекая, разбирая и анализируя (с помощью моих друзей и соратников) различные источники. Надеюсь, что нам хватит знания и воли для такого рода исследования.

почему человек страдает, общество, метафизика, смысл жизни

Next post
Up