** Когда ни для кого из персонажей не будет никаких ожиданий, зависящих от пола или семейного положения, то это тоже хорошо и правильно. Проблема в том, что нарисовать такое - значит отсечь львиную долю средств для развития сюжета, которые вовсю используются сейчас. **
Это можно делать в фантастике (Ле Гуин вроде бы делала такие или похожие штуки, получалось хорошо), но в мирах, которые, как ГП-вселенная, опираются на современный нам реальный мир с его гендеро-ориентированными ожиданиями, по-моему, написать такое нельзя. Ну или можно, повыкидав все подобные реалии нашего мира, но эта новая вселенная будет слишком сильно отличаться от нашей, и пропадёт эффект "это происходит в _нашем_ мире", который может быть автору нужен.
** Читатели живут в мире, где мизогиния еще есть, и их восприятие этим сформировано. Поэтому утверждение "мир Роулинг мизогинистичен" говорит довольно много о читателях и фэнах (что, в общем-то, и есть предмет сообщества). **
Вот тут я, если честно, теряюсь. Или соглашаюсь - да, говорит, довольно много говорит - но затрудняюсь сформулировать, что именно оно говорит. Получается, соглашаюсь потому, что любое высказывание (такой структуры) о мире Роулинг довольно много говорит о читателях и фэнах.)
Читатели и фэны, получается, взаимодействуют с мизогинистичным миром, выбирая именно его для "размещения" своих историй, и это важно?
Стоп, а он более или менее мизогинистичен, чем реальный мир? А то, может быть, это высказывание говорит строго об обратном?
** Если можно найти случай, когда за одно и то же Гарри хвалят, а Гермиону нет, считая ее поступок ожидаемым _в силу ее пола_ - то это опять же то, что есть. Еще лучше, если таких случаев будет несколько - с Роном, Драко, Гарри и Невиллом - чтобы исключить трактовку "Рон не очень тактичен, поэтому когда он проявляет чуткость, все в восторге". **
Тут всё осложняется тем, что параллельных ситуаций в книжке мало. Таких, чтоб было одно и то же. Надо будет перечитать цикл именно в таком ракурсе, навскидку я мало что могу вспомнить...
>> пропадёт эффект "это происходит в _нашем_ мире", который может быть автору нужен.
Да, конечно. Я и говорил о мире.
>> любое высказывание (такой структуры) о мире Роулинг довольно много говорит о читателях и фэнах.
Да, но у нас не любое :) У нас конкретное - о мизогинистичности. Следовательно, мы можем заключить, что читатели имеют подобный опыт - жизни в таком мире. Мало того, эти проблемы их волнуют, они пытаются их осмыслить и т.д. Скажем, читательницы Остин не задумывались над ее романами в этом аспекте - у них не было такого понятия как феминизм, права женщины, эксплуатация (сорри, это с потолка - возможно, у них все это было).
>> Читатели и фэны, получается, взаимодействуют с мизогинистичным миром, выбирая именно его для "размещения" своих историй, и это важно?
Я думаю, важен факт, что они отмечают именно этот аспект.
>> он более или менее мизогинистичен, чем реальный мир? А то, может быть, это высказывание говорит строго об обратном?
Нет, об обратном говорило бы высказывание "Как хорошо живется женщинам в мире ГП - там их не эксплуатируют и т.д."
**У нас конкретное - о мизогинистичности. Следовательно, мы можем заключить, что читатели имеют подобный опыт - жизни в таком мире. Мало того, эти проблемы их волнуют, они пытаются их осмыслить и т.д.**
А, ну да. Пожалуй, что так. Но это, по-моему, больше примета времени в целом (что о книге или фильме думают в терминах отношения к женщинам и репрезентации гендеров), чем какая-то характеристика мира Роулинг. Думаю, можно утверждать, что сейчас любую сколько-нибудь интересную вещь кто-то да проанализировал с позиции положения в ней женщин.)
Что фэндом этими вопросами интересуется и их обсуждает и осмысливает - да, тут спорить не с чем.
**Я думаю, важен факт, что они отмечают именно этот аспект.** А. Ясно. А то я пытаюсь как-то связать этот аспект с вопросом "почему читатель выбирает вымышленный мир для своей игры" - чем отличаются просто любимые, интересные, волнующие миры от миров, которые порождают фэндом, фэнское творчество, фэнские исследования...
**Нет, об обратном говорило бы высказывание "Как хорошо живется женщинам в мире ГП - там их не эксплуатируют и т.д."**
С позиций "фэнам интересна эта тема" - не-а. :) Оба высказывания означают, что фэны как-то отражают и осмысляют то, как показано положение женщин в мире волшебников и книгах Роулинг.) Только мнение было бы разное, а сам факт внимания фэнов именно к этому аспекту - один и тот же. )
Мне тут, опять-таки, интересно, почему этот мир, а не другие.) Он взывает к чему-то в нас, чем-то цепляет, это понятно. Но чем? И есть ли что-то общее у фэндомообразующих миров. В частности, есть ли общие темы, которые постоянно генерируются на материале этих миров - и тут как раз было бы интересно посмотреть на них, в том числе, по параметру положения женщин и по гендерным вопросам.
Это можно делать в фантастике (Ле Гуин вроде бы делала такие или похожие штуки, получалось хорошо), но в мирах, которые, как ГП-вселенная, опираются на современный нам реальный мир с его гендеро-ориентированными ожиданиями, по-моему, написать такое нельзя. Ну или можно, повыкидав все подобные реалии нашего мира, но эта новая вселенная будет слишком сильно отличаться от нашей, и пропадёт эффект "это происходит в _нашем_ мире", который может быть автору нужен.
** Читатели живут в мире, где мизогиния еще есть, и их восприятие этим сформировано. Поэтому утверждение "мир Роулинг мизогинистичен" говорит довольно много о читателях и фэнах (что, в общем-то, и есть предмет сообщества). **
Вот тут я, если честно, теряюсь. Или соглашаюсь - да, говорит, довольно много говорит - но затрудняюсь сформулировать, что именно оно говорит. Получается, соглашаюсь потому, что любое высказывание (такой структуры) о мире Роулинг довольно много говорит о читателях и фэнах.)
Читатели и фэны, получается, взаимодействуют с мизогинистичным миром, выбирая именно его для "размещения" своих историй, и это важно?
Стоп, а он более или менее мизогинистичен, чем реальный мир? А то, может быть, это высказывание говорит строго об обратном?
** Если можно найти случай, когда за одно и то же Гарри хвалят, а Гермиону нет, считая ее поступок ожидаемым _в силу ее пола_ - то это опять же то, что есть. Еще лучше, если таких случаев будет несколько - с Роном, Драко, Гарри и Невиллом - чтобы исключить трактовку "Рон не очень тактичен, поэтому когда он проявляет чуткость, все в восторге". **
Тут всё осложняется тем, что параллельных ситуаций в книжке мало. Таких, чтоб было одно и то же.
Надо будет перечитать цикл именно в таком ракурсе, навскидку я мало что могу вспомнить...
Reply
Да, конечно. Я и говорил о мире.
>> любое высказывание (такой структуры) о мире Роулинг довольно много говорит о читателях и фэнах.
Да, но у нас не любое :) У нас конкретное - о мизогинистичности. Следовательно, мы можем заключить, что читатели имеют подобный опыт - жизни в таком мире. Мало того, эти проблемы их волнуют, они пытаются их осмыслить и т.д. Скажем, читательницы Остин не задумывались над ее романами в этом аспекте - у них не было такого понятия как феминизм, права женщины, эксплуатация (сорри, это с потолка - возможно, у них все это было).
>> Читатели и фэны, получается, взаимодействуют с мизогинистичным миром, выбирая именно его для "размещения" своих историй, и это важно?
Я думаю, важен факт, что они отмечают именно этот аспект.
>> он более или менее мизогинистичен, чем реальный мир? А то, может быть, это высказывание говорит строго об обратном?
Нет, об обратном говорило бы высказывание "Как хорошо живется женщинам в мире ГП - там их не эксплуатируют и т.д."
Reply
А, ну да. Пожалуй, что так. Но это, по-моему, больше примета времени в целом (что о книге или фильме думают в терминах отношения к женщинам и репрезентации гендеров), чем какая-то характеристика мира Роулинг.
Думаю, можно утверждать, что сейчас любую сколько-нибудь интересную вещь кто-то да проанализировал с позиции положения в ней женщин.)
Что фэндом этими вопросами интересуется и их обсуждает и осмысливает - да, тут спорить не с чем.
**Я думаю, важен факт, что они отмечают именно этот аспект.**
А. Ясно.
А то я пытаюсь как-то связать этот аспект с вопросом "почему читатель выбирает вымышленный мир для своей игры" - чем отличаются просто любимые, интересные, волнующие миры от миров, которые порождают фэндом, фэнское творчество, фэнские исследования...
**Нет, об обратном говорило бы высказывание "Как хорошо живется женщинам в мире ГП - там их не эксплуатируют и т.д."**
С позиций "фэнам интересна эта тема" - не-а. :)
Оба высказывания означают, что фэны как-то отражают и осмысляют то, как показано положение женщин в мире волшебников и книгах Роулинг.) Только мнение было бы разное, а сам факт внимания фэнов именно к этому аспекту - один и тот же. )
Мне тут, опять-таки, интересно, почему этот мир, а не другие.) Он взывает к чему-то в нас, чем-то цепляет, это понятно. Но чем?
И есть ли что-то общее у фэндомообразующих миров. В частности, есть ли общие темы, которые постоянно генерируются на материале этих миров - и тут как раз было бы интересно посмотреть на них, в том числе, по параметру положения женщин и по гендерным вопросам.
Reply
Да, это я ошибся.
>> Мне тут, опять-таки, интересно... есть ли что-то общее у фэндомообразующих миров.
Да, очень интересно. Надо думать. Хотите, сделаем отдельный пост, пусть там истина рождается.
Reply
Угу, давайте сделаем.
Reply
Reply
Leave a comment