Очень хорошая, кмк,
статья про постмодернизм (via
sentjao). Особенно интересно, что автор рассматривает стилистические приемы как вторичные в определении "что такое постмодернизм", а мировоззрение - как первичное.
Фанфик обычно называют постмодернистским жанром именно исходя из приемов, используемых при его создании. Но и постмодернистское мировоззрение, рассмотренное в статье, кмк, фанфику тоже свойственно. Несколько цитат:
"Главное - в проблематизации и подрыве (это разные операции, не обязательно связанные друг с другом) древней и трудно преодолимой культурной привычки к мышлению бинарными оппозициями, когда один член привилегирован по сравнению с другим: оппозиции добра и зла, сакрального и профанного, слова и тела (с этим много работает Сорокин), своего и чужого, наконец, себя и «другого». Это и есть деконструкция<..>"
"Прежде всего, он ищет сложное зрение и отторгает упрощения - именно как этическую опасность. Упрощения всегда основаны на бинарных оппозициях, на жестких и всегда неравных противопоставлениях, и потому именно они всегда являются источниками насилия - прежде всего, по отношению к «другому». Конечно же, для постмодернизма очень важна критическая позиция по отношению ко всему авторитетному и, прежде всего, по отношению к политической власти, которая также всегда строится на логике бинарных оппозиций".
"мы подходим к следующему важному аспекту постмодернистской этики и эстетики - сопротивлению эссенциализму. Эссенциализм - это представление о вечных и неизменных категориях, которые лежат в основании тех самых бинарных оппозиций, о которых мы все время говорим".
"другой объект полемики и конфронтации для постмодернистского мышления - то, что социолог Лев Гудков называет «негативной идентичностью»<...> когда позитивные основы идентичности рассыпались или стали проблематичными, индивидуальные и групповые идентичности начали строиться от противного, от фигуры врага. <...>поэтому проблематизация «свой-другой», «свой-чужой» так важна для постмодернизма<...> главное - это представление о том, что нет ничего «своего», абсолютно изолированного от «чужого», это фикция, игра отражений. Важным продолжением этого процесса не всегда становится, но в принципе является ответственное отношение к фигуре «другого», невозможность «козла отпущения»..."