(no subject)

Dec 09, 2013 22:37

Весьма любопытная юридическая конструкция связана с Галицией:
- после гибели ок. 1323 г. братьев Андрея и Льва Юрьевичей, соправителей Галича и Волыни, на престол сел их племянник (сын сестры, Марии Юрьевны и мазовецкого князя) Юрий-Болеслав мазовецкий. После его смерти в 1340 г. (по преданию он был отравлен боярами - с которыми конфликтовал на всем протяжении своего правления), права на престол заявил Любарт (сын великого князя литовского Гедимина). Но свои права заявил король Польши Казимир III, которому (по крайней мере по версии польской стороны) перед смертью завещал свои владения Юрий. Казимиру удалось в течение 1340-х постепенно получить власть над большинством Галицких земель - однако в этой борьбе он нуждался в поддержке, которую и получил от своего племянника венгерского короля Людовика (Лайоша) на условии, что полученными землями Казимир будет владеть лишь пожизненно.
После смерти Казимира III Людовик Анжуйский вступил и на польский престол (присоединив его к своей коллекции, куда помимо Венгрии, входили Босния, Сербия, Восточная Болгария, Молдавия, Валахия), однако земли Галича получил как свое персональное владение - в силу договора с дядей. После смерти Людовика на тех же правах ими владела его дочь, Ядвига, завещавшая их мужу, королю польскому Ягайло, который в 1399 г., добиваясь укрепления польского престола за своими детьми, передал Галич (Галицию) в дар польской короне (и с тех пор эти земли обрели статус "коронных").
Пример любопытен тем, что ярко высвечивает роль права в средневековом обществе - в данном случае восточноевропейском - поскольку стороны могут предпринимать весьма двусмысленные шаги, но каждый раз будут подкреплять их юридическими конструкциями, нередко весьма замысловатыми и демонстрирующими сложную юридическую логику - в том числе и тогда, когда современному историку нередко кажется достаточным объяснение, исходящее из одной лишь "простой силы", "фактического положения вещей".

медиевистика, Польша

Previous post Next post
Up