Jan 10, 2011 08:14
"Молодой журналист с либеральным душком, как Погодин, хотя бы и не имел вредных намерений, легко увлечется наущением и влиянием чужого мнения, из протекции, из знаменитого сотрудничества и т.п.
Два человека в Москве, князь Петр Андреевич Вяземский и Александр Пушкин, покровительством своим могут причить вред. Первый, которого не любили заговорщики за бесхарактерность, без всякого сомнения во сто крат влиял противу правительства, образа правления и покойного государя, нежели самые отчаянные заговорщики. Он frondeur par esprit et caractere* - из ложного либерализма отказался даже от камер-юнкерства и всякой службы, проводит время в пьянстве и забавах в кругу юношества и утешается сатирами и эпиграммами. В комедии "Горе от ума" - зеркале Москвы он описан под именем князя Григория. Пушкин известен - это несчастное существо с огромным талантом служит живым примером, что ум без души есть меч в руках бешеного. Неблагодарность и гордость - две отличительные черты его характера. Вот меценаты молодого Погодина.
Он имеет довольно ума и начитанности, сколько можно иметь в 22 и 23 гоа. С виду чрезвычайно скрытен и молчалив и, как говорят, расстегивается только в коротком кругу. Начальство его не может аттестовать дурно, а и честному человеку нельзя сказать о нем ничего дурного, потому что здесь говориться только к званию журналиста. Весьма замечательно, что хотя ни Греч, ни Булгарин ни одного раза не критиковали и не бранили Пушкина, напротив того, всегда даром посылали ему свои журналы, он никогда не помещал у них своих стихов, как в журналах, составляющих некоторым образом оппозицию с мнением господствовавшей некогда партии, к которой Пушкин принадлежал, не по участию в заговоре, но по одинаковому образу мыслей и дружбы с главными матадорами.
Журналист, по моему мнению, должен быть воспитателем молодых писателей и советником созревших. Юноша сделается камратом** и пойдет за общим стремлением. Течение увлечет его - надобно иметь вес, чтобы не быть снесену.
Запретить Погодину издавать журнал, без сомнения, невозможно уже теперь. Но он хотел ехать за границу на казенный счет, хотел вступить в службу - вот как можно зажать его. Это птенец, только что выпорхнувший из университета с большими надеждами; весьма было бы жаль, если [бы] он поставил себя на виду, дал себя увлечь этими вампирами, которые высасывают все доброе из молодых людей и впускают свой яд".
Об издателе журнала "Московский вестник" Михаиле Погодине (ноябрь 1826) // Видок Фиглярин... С. 88 - 89.
*фрондер по духу и характеру
**в данном случае - "единомышленником"
Пушкин,
Булгарин,
Погодин,
Вяземский,
журналы