Apr 16, 2010 16:25
"Урок, полученный либералами [в революции 1905 - 1907 гг. - mestr81], касался их самих: они не были революционерами. Некоторые из них знали это с самого начала. Большинство других перестало "маршировать", по словам молодого и радикального Струве, "рядом и не против социал-демократов", перейдя к абсолютному осуждению использованию силы в революции и к лозунгу защиты Думы любой ценой. Но затем стали проявляться противоречия этой позиции. При давлении на правительство, которое было крайне авторитарно и крепко держало бразды правления, постепенный подход не давал результатов. Законодательная деятельность нуждалась в эффективном парламенте, но самодержавие резко ограничило полномочия Думы. Демократия развязывала народные силы, для которых уважение к закону и индивидуальные свободы мало что значили. Социальные реформы, которые были бы упорядочены и нацелены на то, чтобы никому не повредить, столкнулись со всеобщим неприятием. Для правых взглядов кадеты оставались опасно радикальными, для левых они означали капитуляцию перед царизмом. А по словам одного из главных теоретиков либералов "...самодержавие приведет к революции. Чтобы удержать династию и монархию они должны быть ограничены" [гр. Гейден - mestr81]. Оставалась одна надежда - довериться истории, интерпретируемой в духе эволюционизма, т.е. предположить, что время и образование в конце концов сделают Россию частью Западной Европы [выд. нами - mestr81]. Но Россия все никак не превращалась в Западную Европу. Взгляды и слова западноевропейских либералов приобретали иное значение в других социальных и исторических условиях.
Перед лицом сокрушительного поражения и реальности, которая не вписывалась в рамки их понимания, российские либералы регрессировали в двух противоположных направлениях: по направлению к "государственническому" западничеству с сильным "антинародным" акцентом и к надеждам на внеклассовое радикальное единство людей доброй воли, на новый Союз освобождения (но способный привлечь в свои ряды и крестьян). Оба подхода уводили тех, кто их придерживался, от классических догматов европейского либерализма. В конечном счете не сработал ни тот, ни другой".
Теодор Шанин. Революция как момент истины. - М.: Весь Мир, 1997. С. 337 - 338.
Шанин,
либерализм,
кадеты,
революция