Jan 11, 2010 18:31
Читаю сейчас дневниковые записи Чуковской об исключении Пастернака. Одно из многих - почти типовое - событие. И подумалось... ну ладно, чиновники/"вожди" и прочая мерзость не понимали, просто не в силах были оценить, что они делают и какое бессмертие себе обеспечивают. Семичастный, вероятно, искренне не представлял, что сейчас его имя будут по большей части вспоминать в связи со "свиньей".
Но ведь тот же Бельчиков при разгроме Пушкинского Дома... или Благой, или Евгеньев-Максимов... или, наконец, Всеволод Иванов - они ведь не были дикарями. Они понимали - или хотя бы догадывались - с кем имеют дело. И знали, что historia conservat omnia... и тем не менее - "плевали в вечность", зная, что их уже не будет, а плевок все еще будет лететь.
Я не о том, что они должны были быть героями - но откуда у них бралась такая энергия подлости? Зачем было тому же Бельчикову с Орловым усердствовать, затаптывая Азадовского, итак уже "совсем не конкурента"? Чистая неподдельная подлость, помноженная на жажду власти? или наслаждение от затаптывания слабого - чтобы чувствовать себя сильными?
мысли вслух