Итак, вы все же решились получать лицензию через NCA процесс и LLM программу.
*Сразу отмечу, что если вы делаете только NCA процесс без LLM (у вас есть такая возможность, потому что вы смогли получить ассессмент NCA) многое из того, о чем пойдет речь ниже, для вас будет не релевантно.
**Определитесь, что является вашей конечной целью: практика или академическая карьера. Если второе, то опять же, рекомендации ниже вряд ли будут очень релевантны, академическая среда живет по своим законам и я про них почти ничего не знаю.
***Это самый субъективный пост на тему лицензирования. Ни одна из рекомендаций/шагов ниже не высечена в камне, и, естественно, не является истиной в последней инстанции. Для того, чтобы моя позиция была максимально ясна, везде, где было возможно, я давала пояснения.
«Аксиомы» процесса
Пускаясь в лицензионное плавание я для себя составила свод неких «аксиом», которые очень сильно помогли и до сих пор помогают мне в этом запутанном процессе и служат своеобразными маячками, когда голове образуется каша от разной, часто противоречивой, информации и многочисленных «надо» и «хочу».
Аксиома № 1: лицензия - главный приоритет. Все остальное, что вы делаете в период лицензирования, подчинено этой цели. Например, если перед вами стоят две и более «важных» задачи, но только одна напрямую приближает к получению лицензии, именно эта цель перебивает все остальные.
Аксиома № 2: time is of essence. Лицензионный процесс в Канаде очень долгое и многоходовое мероприятие. Практически в каждый отдельно взятый момент времени вы принимаете решения, которые определяют скорость завершения отдельных этапов лицензионной многоходовки, что в конечном итоге определяет срок получения лицензии. Так вот, если вы решаете, скажем, зарегистрироваться ли вам тот или иной экзамен, или взять ли дополнительный курс в университете, податься ли на какую-то дополнительную подработку или стажировку, типа ассистента профессора и тп, приоритетнее всегда должен быть тот вариант, который приводит к самому короткому пути с точки зрения завершения основных этапов лицензионного процесса: получению NCA certificate of qualification, получению summering/articling позиции, сдачи бар экзамена.
Почему? Я вижу как минимум три причины:
• завершение каждого этапа создает новые возможности и открывает новые двери, то есть ценно само по себе.
• лицензирование через NCA процесс поступательный: определенные этапы просто не возможно начать, пока не завершены другие.
• лицензирование через NCA процесс очень сильно растянутый по времени: ваше решение определяет вашу жизнь на пол года/год вперед. Стажировки ищутся за год, заваленый экзамен легко превшащается в 9 месячную потерю времени, подводные камни могут поджидать на каждым углом.
Знали бы вы, сколько локальных «трагедий» можно было бы избежать, если бы студенты следовали этому правилу. Сколько я видела случаев, когда, допустим, студент неожиданно получал «стажировку мечты» но внезапно не мог ее реализовать, потому что оставался один-единственный непонятно-откуда-взявшийся несданный NCA экзамен, или даже сданный, но не проверенный, и стажировка уходила. В общем, все что делает процесс быстрее - в приоритете.
Аксиома № 3: освободилась минутка - полируй акцент
Хотя грамматика, драфтинг и остальные компоненты английского тоже важны, я делаю особый упор на значительно менее популярной мере - работе над акцентом. Возможно акцент является моим личным багом, но вот вам несколько мыслей к размышлению:
• юризм в Канаде - это неиммигрантская профессия. Честно говоря, сложно найти профессию с меньшим колличеством иммигрантов. То есть всегда и везде ваши peers будут native speakers и оценивать вас будут, как бы несправедливо это ни звучало, по их уровню, не по вашему
• уровень ваших peers будет заведомо выше среднестатистического населения, по той простой причине что law schools проводят жесткий отбор и попадают туда студенты с продвинутыми навыками публичных выступлений
• юризм - это клиентская профессия. Нанимая студента юр фирма всегда держит в голове, что завтра/послезавтра этот самый студент получит доступ к телу клиента и будет представлять в глазах клиента всю фирму. Когда «фирма» открывает рот и оттуда льется лэт ми спик фром май харт - это не комильфо
• юризм - это вербальные услуги (суды, переговоры с клиентами). Уровень владения языком и умение убедительно донести свою мысль - едва ли не самый существенный элемент, по которому оценивают профессионализм юриста - практика. Речь с ярко выраженным и непривычным акцентом (а русский является в Канаде непривычным) слушается и воспринимается очень тяжело. Вспомните себя в России, когда вам приходилось слушать сильно акцентированный, например, китайский или кавказский, русский. Ухо устает за минуту. Для юриста подобная усталость означает, что клиента/судью вы потеряли едва начав.
• первый этап отбора на стажировки/работу является бумажным, но основной этап отбора это все же интервью. В процессе этого интервью вы должны звучать настолько естественно, что работодатель должен быть в состоянии представить вас продающим услуги этой фирмы клиентам. Сильный акцент выступает самым первым барьером.
• с сильно акцентированной речью поляна возможных работ в юризме очень часто сужается до обслуживания юридических нужд конкретного национального коммьюнити. То есть такой юрист в проигрыше и с точки зрения качества работы, и с точки зрения ее количества.
• Ну и последнее. Все, абсолютно все, можно улучшить, даже акцент. Оказывается в Штатах существует отдельная каста людей, успешно борящихся с акцентом и искоренающих его на корою. Речь идет об актерах. При том, что требования к актерам в плане владения устной речью, выше чем к юристам. Так что в этом смысле the sky is the limit
Практические рекомендации. To do list до начала/сразу после начала LLM программы
1) составьте драфты cover letters и resume в нескольких вариантах, подчеркивающих либо разные аспекты вашего опыта (функционал или индустрия). Подробнее про написание cover letters на юр позиции я напишу в отдельном посте.
2) сделайте вычитку cover letters и resume каким-нибудь native speaker. Из за огромного объема получаемых пакетов документов в крупных фирмах документы с грамматическими, пунктуационными ошибками и опечатками отправляются прямиком в корзину.
3) познакомьтесь с вашей университетской администрацией и выясните у них следующие вещи:
• контакты career center и чем они могут вам помочь.
Подобные центры есть при любом университете. Пакет услуг, которые они предоставляют LLM студентам, может быть ниже, чем для JD, но он есть. Ваша задача - выжать максимум из возможного. В моем университете career center проверял cover letters и resume, проводил interview training и mock interviews, давал рекомендации относительно учебного плана (какие экзамены когда выбирать). Пользоваться этими услугами я очень рекомендую, поскольку взгляд канадских юристов (в нашей администрации LLM программы все посты занимали люди с лицензиями и несколькими годами практики за плечами) на вас и ваши документы - это очень ценная информация.
Кроме того, у университетов как правило есть базы данных постоянно обновляющимися вакансиями, тоже полезная вещь
• ваши возможности участвовать в OCI.
• осуществляет ли университет какие-то internship placements, если да, то их сроки и условия. Мой университет предоставлял возможности для участия в нескольких таких placements, как в рамках отдельных индустрий, так и широкого профиля. Здесь оговорюсь, что internship это не summer/articling позиции, а дополнительные стажировки в юр фирмах или бизнесе. Ценны они опытом и дополнительными строчками в резюме.
• возможности участия moot courts и legal clinics. Эти мероприятия являются учебными курсами, за которые студенты получают кредиты. Как правило такие вещи ценятся работодателями, особенно если команда завоевала призовое место. Рассчитанны они почти всегда исключительно на JD студентов, LLM студентов либо вообще не допускают, либо допускают по остаточному принципу. Но при определенной доле настойчивости, ранней регистрации, переговорам с администрацией и преподавателями, зарегистрироваться на них все же бывает возможно. Я рекомендую бороться за эту опцию тем студентам, у кого мало практического опыта в стране исхода.
• услуги языкового центра и чем они могут вам помочь. В моем университете это был writing center
4) определитесь с вашим учебным расписанием. Оно должно быть выстроено вокруг следующих основных событий (приоритетность по степени убывания):
• подачи на summering/articling и собственно самой стажировки в случае успеха
• участия в OCI
• подачи и участия в internships
• важных дат NCA экзаменов, если часть экзаменов не влезают в вашу университетскую программу и вам придется все-таки сдавать challenge exams (если помните, я писала что отдельные NCA экзамены можно сдать только дважны в год. У этих экзаменов должен быть приоритет в вашем расписании, чтобы обеспечить максимальную скорость)
• участия в moot courts и legal clinics
Практические рекомендации. To do list до начала/сразу после начала LLM программы
1) Держите в уме связку: лицензия = стажировка. Год, который у вас есть на учебу, должен пройти не под знаком академических достижений, а под знаком поиска стажировки.
Эта мысль очень сложно усваивается иностранными студентами, она контринтуитивна. Многим кажется что нужно делать привычную последовательность one step at a time, то есть сначала «поработать на зачетку, а потом зачетка поработает на тебя». К сожалению, это правило в Канаде не работает, учеба сама по себе редко приводит к следующему шагу - стажировке. Причин тому несколько:
• учеба длится всего лишь год. То есть сроки сильно поджимают, времени для выработки «учебной» репутации толком нет.
• ваши университетские оценки широкому кругу работодателей попросту не знакомы и, если совсем уж откровенно, не очень интересны:
- если вы будете подаваться сразу после начала вашей программы, то на момент подачи у вас не будет ни единой местной оценки. У меня не было, и отбор я прошла.
- способ оценки LLM студентов отличается от способа оценки JD (у вас обычная оценка по абсолюту, у JD - curve)
- в вашем транскрипте из университета стандартный работодатель не увидит ничего ему привычного, потому что у JD к моменту подачи будет больше курсов и курсы будут другими, часто даже названия у них отличаются.
- у JD студентов есть множество способов выделиться, которых у NCA студентов нет и быть не может. Например, особым знаком отличия является попадание во всякие там dean’s list или участие в престижных moot courts. То есть работают-то JD студенты на зачетку, но оцениваются работодателями часто не по оценкам, а по другим вещам, вам не доступным
- резюмируя: с большой долей вероятности выбирать вас будут не за результаты вашей учебы, а за что-то другое, что вы можете bring to the table. Например, за опыт, иностранный язык или связь с определенной юрисдикцией.
• раз уж вы поступили, программу худо бедно вы закончите. Но если вы будете тратить все силы на академическую учебу, к окончанию универа вы окажетесь исключительно с дипломом, который практически гарантирован изначально, но которого совершенно не достаточно для лицензии.
Этот пункт здесь появился потому, что во время учебы времени всегда будет не хватать. С этой реальностью столкнулась как я сама, так и все без исключения мои коллеги. И поскольку университетский экзамен или письменная работа - это вещи с четким дедлайном, всегда велик соблазн отложить все остальное в сторонку и «дожимать» учебу до хорошего результата. Трюк в том, что отложив все остальное на потом, легко обнаружить себя в ситуации, когда год пролетел, а воз и ныне там, и все что у вас есть, это неплохие оценки в транскрипте, который, с определенной долеж вероятности, никто даже смотреть не будет.
2) Битва за стажировку должна начаться буквально с первого дня начала учебы, если не раньше. В связи с этим несколько правил.
• Золотое правило - НЕ ЖДИТЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ. Если ваша программа начинается в июле 2019 года, я рекомендую подаваться на летние стажировки уже в августе 2019 года, то есть через месяц после начала учебы.
• Если ваша подача на стажировки в августе не увенчалась успехом, и вы себе не обеспечили летнюю стажировку, игра продолжается дальше, в том смысле, во время учебы поиск стажировки по преднему приоритет - подавайтесь на все стажировки/ internship, на которые сможете. Это означает постоянный мониторинг того, что есть на рынке и рассылку документов в режиме нон-стоп.
3) Поскольку основной набор идет через летние стажировки, подача на летнюю стажировку - сверх приоритет. На articling тоже можно подоваться, но поскольку набор там гораздо менее массовым, делать ставку на нее я бы не стала. Шансы попасть сразу на артиклинг выше у тех, у кого есть значительный опыт работы в компаниях с мировым именем (известных в Канаде) в стране исхода, как в юр фирмах, так и в инхаусе. Сроки подачи articling раньше, чем на summering (июнь против августа).
4) До и после подачи на стажировку в юр компанию сделайте все от вас возможное, чтобы персонализировать и выделить ваш пакет документов. Как только у вашего пакета документов появляется «лицо» ваши шансы попасть в заветную папку предварительно отобранных многократно возрастают, а это уже пол дела. При этом помните, что крупные канадские юридические фирмы - это довольно большие конторы, в которых количество юристов может перевалить за насколько сотен. Если вы, скажем, сообщаете что подаетесь на летнюю стажировку в рамках стандартного набота, какому-нибудь юристу из налоговой практики, шансы на то, что ваш пакет персонифицируют будут не очень велики. Самые важные люди для вас для целей летних стажировок - Professional/ Student Resources Director, а также члены Student Committee. Постарайтесь выяснить кто они и найти на них выходы.
5) В борьбе за стажировки помимо формальных подач application packages используйте networking. Любой университет проводит бесчисленное множество мероприятий, разного рода конференции и семинары, уделяйте этому время и внимание. Кроме того, подобные меприятия устраиваются Law Society, Canadian bar association (это разные организации), всякими ассоциациями по гендерному, рассовому, индустриальному, региональному признаку.
6) Цель посещения нетворкинг мероприятия состоит не в том, чтобы найти работу, а в том, чтобы познакомиться и получить «выход» на людей в юр фирмах, то есть создать сеть контактов, которую можно будет использовать в будущем. Нетворкинг - работа на будущее, с отложенным эффектом, иногда значительно отложенным. Пишу это, потому что многие расстраиваются, что нетворкинг «ничего не дает», расчитывая на быстрое трудойстройство.
Механика нетворкингового процесса:
• знакомство, обмен контактами
• последующее приглашение «на кофе». Кофе - это очень популярный в Канаде вид общения с представителями интересующей вас фирмы. Практически у всех юристов есть специальные бюджеты для таких встреч с потенциальными соискателями, а также специально отведенные под это дело часы. О чем общаться - погуглите informational interview
• по возможности последующее поддержание связи любыми доступными и подходящими способами. Но крайне желательно без назойливости
7) Постарайтесь получить какой-нибудь хорошо звучащий в резюме статус: редактор университетского юридического журнала, автор блога на университетском портале и тп. Обеспечивайте себе «имя», которое бы появлялось в поисковиках.
8) Обновите и ведите LinkedIn профиль. Регулярно добавляйте туда новых знакомых. LinkedIn в Канаде очень в ходу, при этом на момент начала моей программы в университете профиль, даже хиленький, был у единиц среди моих однокурсников.
***
to be continued