Аризонская мечта.

Jan 24, 2009 02:26

Недавно меня настиг киношедевр Кустурицы про как бы Америку.

Там одна из героинь идёт в грозу по полю, обсасывая дуло револьвера. И как раз в тот момент, когда она выстреливает, молния попадает в дерево. Оно долго и эффектно горит. Ход, на мой взгляд, идиотичный до ужаса. Там ведь прямо так эта молния и напрашивалась. Она просто кричала с экрана. Но связал же. Есть же связь. Прямолинейный такой символизм. Всё путём. Фильм отличный. Если его сократить минут на сорок, будет вообще блеск.

Непритязательный неформат.
Но если снять его не с Деппом и не с тётенькой из "Six Feet Under", как говорили критики, а с привычными для Кустурицы цыганами, получится фигня. Нет никого лучше Джонни, ездящего в абажуре и гугукающего как курица на насесте. Ничего, что компьютерная рыба гораздо лучше плавала по экрану у Бёртона. И уж, тем более, что кадры с Деппом на дороге в прериях, хочешь - не хочешь, наводят на мысль о "Страхе и Ненависти". Это всё гнусные инсинуации. Я надеюсь, что Кустурица вообще не дружит с другими режиссёрами.

Фон фильма - редкий, но всё же встречающийся, пример повествования - сказочной философии, замешанной на прямолинейной вере главного героя в какую-нибудь никчёмную философию. Вроде эскимосов или прочих древних легенд. Мистерии эти, кстати, отдельный случай - они примитивны, существуют лишь в одной форме - форме рассказа посвященного - непросвещённому в течении трёх минут. Никаких сложностей и научных обоснований. Такие легенды по пять на раз придумывать можно, замешаны они всё равно лишь на приятной, но безнадёжной мысли, что смерти нет.

Так вот, фон - непримечательный. Я этот домик в прериях уже раз 20 видел в других фильмах. Он статичен. На нём разыгрывается история - тоже, в общем, ничего такого. Крушение идеалов детства, побуждение свалить в Never-Never Land - Страну Мечты, которая при всём ещё и у каждого героя своя. Взрослые, которые как дети - бескомпромиссные, упрямо верящие в свою правоту, с инфантильным самомнением, проистекающим из-за неуверенности в себе и тихого понимания бренности всех усилий. Каждый тянет в свою сторону, и каждая следующая секунда борьбы показывает, что все их идеалы - это просто конфеты. Они лишь спорят, какая вкусней - с молочной начинкой или мармеладом.

На этой длящейся в вечность картинке, застывают яркими пятнами герои. Не образы, не характеры, а движения. Играющая на баяне героиня, её мать - летающая в развевающейся ночной рубашке на доисторическом параплане, потом ещё та же героиня, вешающаяся на колготках и фантастический Джонни Депп - спящий в обнимку с гаечным ключом, разбивающий кулаком картины и, о боги, я не могу не повторить - угукающий как курица. Всё это ускоряется, смешивается, приобретает всё более широкомасштабный размах, вытесняя реальную жизнь, но ...

"Но" появляется, когда оказывается, что даже те, кто мечтает - умирают, а в Страну Мечты можно добраться лишь на поезде или самолёте. Реальность мгновенно сжёвывает иллюзию и выплёвывает обратно. Герои сталкиваются с очевидными вещами, которые не выбросишь и от которых не убежишь. Неприкаянные и одинокие, они предпринимают последнюю попытку сохранить свой мир - "может, это не мы неправильные, а они, а мы-то как раз правильные". Но увы. Мы все одинаковые. Наступает разочарование, которое никуда не денешь. Фантазия становится лишь мыслью, которую ты иногда думаешь.

И так будет с каждым, пока он не поймёт, что Страна Мечты - это то место, где ты сейчас стоишь. И ни километром дальше.

кино, профанация

Previous post Next post
Up