Британская рок-группа Queen просуществовала с 1971 по 1991-й год. С 91-го по настоящее время миновал 21 год, а востребованность и актуальность музыки Queen, такое впечатление, что нисколько не снизилась. И речь идёт не только о ностальгирующих меломанах среднего и старшего возраста. Молодых поклонников группы, которые вовсе не застали период активной деятельности группы, также достаточно большое число.
30 июня, в аккурат перед финалом Евро-2012 (которое прошло по общему мнению на весьма солидном организационном уровне, во всяком случае, его украинская часть - но эта тема для другой заметки), на главной площади страны по инициативе Елены Пинчук состоялся благотворительный концерт в рамках программы «АТНИСПИД» Элтона Джона и легендарных Queen с приглашенным вокалистом Адамом Ламбертом. Для меня, безусловно, ключевым событием было именно выступление квинов, но всё-таки пару слов и об Элтоне Джоне. Тем более, что по факту своего выступления да и, так сказать, по «общей статусности» он ведь не сильно уступает «Королеве». Во всяком случае, явно не выступал в роли разогрева для Queen.
С творчеством Элтона Джона я практически не знаком, за вычетом, пожалуй, композиции Sorry Seems To Be The Hardest World. Во всяком случае, это единственная вещь, чье реальное звучание и название у меня в голове совмещены :) Несколько ещё композиций знакомы мне «аудиально», так сказать - названия я их не знаю да и особо как-то до этого не стремился узнать. В целом музыка у сэра достаточно качественная, весьма мелодичная, местами драйвовая, манера держаться на сцене у «дедушки» достаточно располагающая. Должен так же отметить, что у него очень здорово звучал рояль, чего впоследствии не доставало немного квинам. Более того, Queen сделали ставку на гитарное переосмысленние даже исконно клавишных вещей. Речь, конечно же, не идет о Love Of My Life, которая еще с 70-х традиционно на живых концертах исполняется Мэйем на 12-струнной гитаре. Фредди даже как-то рассказал красивую легенду об этом, мол, сочинивши и первично записавши эту композицию в 75-м на ф-но, он начисто забыл, как её играть, а когда Брайан воспроизвел её на гитаре, то уже и не было ни малейшего резона «подбирать заново» свои же партии. Так вот, мы немного отвлеклись. Учитывая то обстоятельство, что Queen одна из самых клавишных групп мира в плане количества вещей с использованием ф-но, представлены они были весьма скудно и, по сравнению со звучанием Элтона Джона, маловыразительно. Да, клавиши были на Богемской Рапсодии, на We Are The Champions, но, к примеру, Seven Seas Of Rhye без единой клавишной ноты в некотором смысле - нонсенс. Хотя были и удачные примеры - Don’t Stop Me Now, сыгранная на гитаре «чёсиком», или быстрая вставка на Somebody To Love очень даже свежо прозвучали.
Ещё свежих красок в выступление Элтона Джона привнёс дуэт виолончелистов из Хорватии, который сначала весьма задороно разогрел публику, в частности исполнив Smells Like Teen Spirit Nirvana и Highway To Hell AC/DC, а затем и весьма органично вписался в банду сэра Элтона.
Пару слов о публике. Совпадение сразу нескольких событий - приезд таких звёзд, причём одновременно, бесплатность концерта (хотя у Пинчука вроде как все концерты бесплатные такого масштаба, но могу ошибаться - не вёл учета, т.к. не посещал ни харьковских Queen’ов, ни Пола МакКартни, ни того же Элтона Джона ранее) и преддверие финала чемпионата Европы по футболу (т.е. фан-зона уже три недели до этого «копила заряд энергетики», чьи флюиды ко времени финала уже можно было ощущать чуть ли не физически) сделали своё дело, и «дежурные» сто тысяч зрителей таки заполнили Майдан Независимости и Крещатик. Конечно, до харьковского рекорда с площадью Свободы и её 350 000 далеко (да и площадь в Первой столице пространственно решена несколько иначе), но в общем это вполне солидная цифра. У метро «Крещатик» в преддверии концерта было не протолкнуться, да и в самой фан-зоне негде было упасть не только яблоку, но и фрукту по-меньше тоже. Многих в этой связи вполне удовлетворили экраны, в достаточном количестве расположенные по Крещатику и Майдану Независимости, чьим единственным минусом было некоторое отставание картинки от звука. Но это проблема, как я понял, не столько конкретно для наших техников, сколько для техников вообще - видеосигнал на экраны и аудиосигнал непосредственно с колонок распространяются ведь не с одинаковой скоростью - это если трансляция в целом идет по телевидению/интернету, то аудио и видеосигналы без проблем совмещаются во времени. Однако, это вряд ли значительным образом испортило шоу даже для тех, кто не имел возможности напрямую наблюдать сцену. Ведь, собственно даже прямая видимость, скажем, не из премиум-зоны, весьма сомнительное благо без армейского бинокля - я, например, стоял с правой стороны от сцены без возможности прямой видимости (возле одного из майдановских экранов), зато в плане «услышать» не был обделён нисколько при достаточно умеренной плотности народа по сравнению с «околометрокрещатицкой зоной».
Как бы ни впечатлили меня Элтон Джон, всё же я пришел не на него, а на Queen и на излете его второго часа выступления я уже задавался (мысленно, да и вслух тоже) вопросом, мол, пора бы ему уже и закругляться. Закруглился он ближе к десяти вечера, сказав, напоследок, что сейчас выйдут Queen и всех порвут (ну или что-то в этом духе).
Поначалу томительного ожидания не было, поскольку на экраны врубили промофильм по мотивам программы «АНТИСПИД»/участия Queen в этой программе, как в сопряжении харьковского концерта, так и в принципе осветили историю Queen именно в этом трагическом аспекте. Сам я придерживаюсь мнения, что, конечно, то, что ушел из жизни Фредди - это трагедия, то что он уходил из жизни, медленно угасая - это трагедия вдвойне, прежде всего для него самого и для близких ему людей, кто был заранее посвящен в суть проблемы. Но без этого, пожалуй, и не было такой сплоченности коллектива (итак достаточно сплочённого на момент середины 80-х), такого невымышленного драматизма, как в самом творчестве, так и со всем, что его окружало. Ведь, скажем по такой вещи как The Show Must Go On абсолютно чувствуется, что исполняется она человеком, уже одной ногой стоящим за гранью жизни. Да в принципе по всему альбому Innuendo 1991-го это ощущается (на The Miracle 1989-го это ещё не столь очевидно). Цинично формулируя, можно предположить, что не факт, что получился бы столь пронзительный материал, не будь таких трагических обстоятельств. Не возникло бы прекрасных легенд по части того, что «группа закончила на самом пике славы и творческих возможностей», «никогда за более чем 20-летнее существование не меняла состав», «последние два альбома научилась писать песни практически совместно» (хотя последнее и не совсем верно, но, впрочем, соавторств стало значительно больше, чем ранее). К тому же я с трудом себе представляю Фредди 60-летним, скачущим по сцене, с трудом представляю его аки Яна Гиллана из Deep Purple, который уже не в состоянии вытянуть все ноты, которые брал в 70-х и т.п. Конечно, самая большая ценность, которая есть у человека - это его собственная жизнь и все эти «измышлизмы» полная ересь по сравнению с тем неоспоримым утверждением, что лучше бы Фредди остался жив абсолютно безотносительно Queen и вообще всего прочего, что менее ценно в сравнении с жизнью. Но… История не любит сослагательного наклонения. Мы имеем то, что имеем. Легендарную группу Queen, не превзойденного её фронтмена Фредди Меркьюри, горечь о безвременном фактическом распаде группы (всё-таки все, что было после 91-го воспринимается прежде всего как дань прошлым заслугам, нежели чем что-то иное) и несколько отрадное осознание того факта, что мы не стали свидетелем деградации группы, как случилось практически со всем мастодонтами-долгоигрателями - ни Rolling Stones, ни Deep Purple, ни McCartney, ни Scorpions, ни даже Metallica (эти заметно «помоложе» ранее перечисленных динозавров, посему и «даже») не играют значительной роли на современной сцене, причем многие достаточно давно (равно как и множество ранее заметных коллективов «помоложе»), развитием их современное творчество трудно назвать и явственно маячит ощущение необходимости скорого официального ухода на пенсию.
Зато нет такого ощущения у Nirvana (тут даже скорее уж слишком скоротечно всё случилось), у Led Zeppelin, наверное, у ABBA (хотя тут и совсем другая история - никто не умер, слава Богу, но сумели вовремя «остановиться» насколько мне известно, без попыток реинкарнации, в отличии от, скажем, Beatles в период 1970-1980, как минимум по слухам). Нет такого ощущения и у Queen. Они закончились чуть ли не строго в зените.
Всё, что было дальше - череда по сути беспрерывного эха от разорвавшейся мегатонной атомной бомбы в иносказательном смысле (в чём это эхо проявлялось, можно прочитать во фрагменте, выделенном синим цветом, если переходить непосредственно к рассматриваемому выступлению в Киеве, то можно указанный фрагмент пропустить).
Вполне логичный апрельский концерт 1992-го памяти Фредди с привлечением всех звёзд, среди которых можно выделить Джорджа Майкла (как наиболее успешного кавер-исполнителя на том концерте с точки зрения корреляции с прототипом, исполнившего Somebody To Love), исполнительницу I Want To Break Free (Lisa Stansfield), душевно вышло у Seal исполнить Who Wants To Live Forever, появление Лайзы Минелли было весьма эффектным, равно как и её запев We Are The Champions по альтернативной оригиналу вокальной линии. Были и явные неудачи - например, исполнение Робертом Плантом Innuendo - её в итоге даже нет на официальных релизах записи этого концерта, Элтон Джон, конечно, мастер своего дела, но его «Мама», прозвучавшие, казалось на 33 октавы ниже оригинального исполнения Богемской Рапсодии, «кривляние» Акселя Розуа на продолжении той же Расподии и We Will Rock You… Впрочем, это только моё мнение и мои впечатления, да и несомненно весь основной эффект данного мероприятия был в другом. Весьма душещипательным вышло финальное исполнение всеми участниками We Are The Champions на манер финальной песни небезызвестных по советским временам песенных фестивалей пошиба Юрмалы, Пенси-ХХ (типа «Замыкая круг») или КВН - т.е. куплеты построчно разными участниками, а припев - совместно.
Далее была запись из того, что осталось последнего студийного (номерного) альбома Made In Heaven - блестящая работа оставшихся квинов, хотя и небезупречная - чувствуется, что формировался альбом по остаточному принципу (почему и включены некоторые песни и сольных альбомов, включая титульную композицию, путь и с кардинально пересмотренной аранжировкой), в нём беспрецедентное количество баллад, меньше драйва и не вполне понятное завершение якобы ремиксовой версией It’s A Beautiful Day (Reprise), которая состоит на 90 % из набора психоделических звуков-полуимпровизаций и длится порядка получаса - на мой взгляд лучше было бы обойтись вообще без неё, но это, опять же моё ИМХО, к которому относится, например полное отсутствие необходимости выпускать Flash Gordon, скажем, в виде «типа» полноценного альбома - хватило бы сингла Flash, максимум ещё Hero - зачем запускать по сути «аудиокнигу» в качестве номерного альбома - не знаю. Альбом A Kind Of Magic и большинство его треков, прозвучавших, пускай и частично, в фильме Горец 1986-го - это совершенно другое дело - все песни полноценные и альбом один из сильнейших. Но повторюсь - свои «имхи» я буду высказывать часто и не стесняясь, по сути, делая изложение сквозь призму собственного восприятия.
Дальше последовал выпуск компиляции Queen Rocks (на котором последний раз принял участие в студийной записи финальной баллады No-One But You (Only The Good Die Young) Джон Дикон, решив что дальше Queen без Фредди существовать не может - в чём-то лично я разделаю его позицию).
Пол Роджерс… В некоторой степени это и к Адаму Ламберту относится с той лишь оговоркой, что с последним вроде как заранее определились, что сотрудничают временно для организации серии живых выступлений и вроде как не более чем. Так вот Пол Роджерс - мягко говоря, весьма странный выбор вокалиста (помимо дружеских отношений и прочих аспектов подобного рода) даже для временного сотрудничества. Ничего плохого не скажу про его вокал, более того, у него есть определённая джазовая что-ли изюминка, но он абсолютно не тянет вещи Фредди в плане диапазона. Не в том смысле, что вообще все - были ведь в репертуаре Queen и вполне обычные в плане диапазона вокальных партий вещи, но ряд ключевых тем просто пришлось серьёзно видоизменять, переосмысливать или, вероятно, вообще отказаться от их исполнения. О чем конкретно речь? Например, о The Show Must Go On, чей припев ну абсолютно не впечатлил даже с условием натужного исполнения в режиме канона, например… Впрочем… Нужно задуматься. Больше столь уж явных промахов не было. Правда, и не припомню, чтобы Пол исполнял Who Wants To Live Forever (может и исполнял, но у меня это в памяти не отложилось, что в плане прослушивания диска Return Of The Champions, что в плане харьковского выступления). Не могу себе представить, чтобы с ним были исполнены Princes Of The Universe, Scandal, Made In Heaven. Но это тоже частности, впрочем, из которых и складывается целостное впечатление. Помимо этого, выступления с Полом сопровождались тем, что исполнялись песни из его репертуара (точнее репертуара его группы Bad Company и других команд). Даже при том, что ряд вещей звучал и очень себе неплохо, но фаны квинов ожидали именно «неразбавленных» песен Queen, кроме того Bad Company и другие команды Пола - ну уж явно не того масштаба (не отрицая их действительного статуса и заслуг), чтобы считаться равноценной квинам даже при всех их плюсах. Понятно, что я уже ударяюсь в сугубый субъективизм, но для поклонников Пола Роджерса (ау! Много ли сыщется таковых и многие ли слышали о том, что вообще есть такой исполнитель до момента сотрудничества с Брайаном и Роджером? Не из числа рафинированных эстетов и музыкальных эрудитов, разумеется) это могло бы быть интересным. Для меня же потенциально сотрудничество с подобным симбиозом (в смысле совместного исполнения песен) имело бы смысл в случае с участниками, скажем, Led Zeppelin (если Плант выучил бы партии и слова, чтобы не как с Innuendo в 92-м получилось :), чем с исполнителем второго эшелона с попыткой разбавить своим творчеством материал команды топ-уровня. Даже сольные вещи Брайана и Роджера было бы интереснее и уместнее услышать и они иногда и проскальзывают.
Кроме того - совместный альбом The Cosmos Rocks - да в принципе полное право имели музыканты и на этот шаг. Но помимо отсутствия голоса Фредди, не было и ещё одной важной составляющей - Джона Дикона, которого я считаю по композиторским талантам даже по-сильнее Роджера Тейлора, несмотря на то, что сочинять он начал позднее (только с третьего номерного альбома Queen) и по совокупности написал меньше всех квиновских песен (тут с серьёзным отрывом лидируют Брайан и Фредди - Фредди даже как-то говорил, мол, Брайан пишет больше песен, зато я пишу больше хитов!). Так вот The Cosmos Rocks я дисциплинированно скачал, пару раз прослушал, кое-что для себя отметил интересное, но не более того. Главным образом из-за своего рода апломба, что выходить что-либо новое под логотипом Queen без Фредди не может.
Из того, что я поддерживаю. Рад все-возможным каверам - тут выделю как тяжелые аранжировки различных групп (есть Divine Fire c прекрасным исполнением The Show Must Go On, вышло весьма эмоционально, есть Blind Guardian, исполнившие Spread Your Wings, Metallica - Stone Cold Crazy, есть
Innuendo от группы SCANNER), равно как и сборник техно-обработок 1996-го (называется Queen Dance Traxx1). Так же небезынтересным является наличие т.н. целевых Queen-кавер групп, таких как
Dios Salve a la Reina, Innuendo и пр.
Примечательным является также наличие и классических исполнений произведений Queen различным симфоническими оркестрами, например, London Symphonic Orchestra и Royal Philharmonic Orchestra, Хором Турецкого и прочая и прочая. Это говорит об абсолютной конвертируемости и востребованности Queen.
Ещё непознанной реинкарнацией творчества группы для меня является мюзикл We Will Rock You - это мне ещё предстоит для себя открыть, хотя потенциально идея представляется весьма интересной и достойной.
Однако, каким бы ни было исполнение, какими постаревшими не являлись бы оставшиеся участники Queen, с кем бы они ни выступали, увидеть и услышать их вживую при любых обстоятельствах интересно. Путь после такового выступления, да и в ходе него будет много противоречивых впечатлений, но в целом - это позитив и возможность снова прикоснуться к прошлому, частично воскресить то, что фактически закончилось синхронно с распадом СССР.
Итак, Адам Ламберт. Кто это такой - финалист 8-го сезона программы American Idol (на манер наших «Україна має талант», «X-фактор», хотя скорее, это у нас клише с западных оригиналов подобных программ), где он засветился, в том числе исполняя композиции Queen. Как родилась идея их сотрудничества с Брайаном Мэйем и Роджером Тейлором - мне неведомо - для этого необходим специальный поиск. Однако, вот что получилось по факту.
Адам Ламберт - безусловно, интересный исполнитель, очень техничный, с мягким мелодичным тембром, хорошим диапазоном (фактически все партитуры Меркьюри тянул легко и невынужденно, снабжая их своими оригинальными, где-то даже более вариативными украшениями - это я называю «купаться в тональности»). Однако существенный на первый взгляд минус - это практически полное отсутствие т.н. «подачи» (тут даже у Пола Роджерса поинтереснее дело обстоит). В этой связи лирические вещи в своих спокойных отрезках на манер Who Wants To Live Forever, Bohemian Rhapsody и The Show Must Go On звучали у него просто бесподобно, на взрывных ударных эпизодах (в частности припев «продолжающегося шоу») ему неплохо помогали Брайан и Роджер - главное, что основная составляющая звучала-то чисто и звонко. А вот вещи, требующие более фонтанирующего, выразительного, экспрессивного вокала в его исполнении прозвучали довольно пресно и академично. Это, пожалуй, единственный основной минус. Конечно, ещё стоит отметить довольно оригинальный сет-лист - концерт начался сначала с примерно 20-минутной задержки, сопровождавшейся потухшими тёмными экранами (промофильм завершился, больше чем-то тематическим наполнить эфир, по видимому, было нечем кроме приглушенных левоватых саундтрэков), тёмной сценой и недоумевающим ропотом притихшей толпы. Затем пошла фонограмма Flash, после чего сцена вспыхнула на неё появились наши герои, задорно стартовав с Seven Seas Of Rhye, где, как уже говорилось, не было партии фортепиано. Поэтому она и не сразу «узналась», т.к. там довольно характеристичный фортепианный пассаж в начале композиции, в то время как гитары играют стандартные «тоника-субдоминанта-доминанта» в различной последовательности. С первых слов академичного исполнения Адама охватило некоторое разочарование, особенно если учесть, насколько «нагло», как бы «огрызаясь», исполнял эту песню Фредди. Дальше - больше - Keep Yourself Alive. Мало того, что она вообще практически неизвестна широкому кругу слушателей (не квиноманов, естественно), так ещё она опять же требовала тех навыков экспрессивности, которыми Ламберт не обладает. Многие говорят, что напрасно мы сравниваем 30 летнего, по сути начинающего Адама с 40-летним уже состоявшимся Фредди - быть может. Но, констатируем просто факт, без попыток каких-либо экстраполяций. С другой стороны, а с каких песен начинать концерт - с Love Of My Life? Далее пошла быстрая версия We Will Rock You примерно с тем же успехом и теми же огрехами и только с появлением у микрофона Роджера Тейлора, предварительно усадившего за барабанную установку своего сына Руфуса, публика начала оттаивать - Роджер проанонсировал совместное исполнение Under Pressure и дело пошло. К I Want It All уже даже Адам стал достаточно неплохо солировать + Роджер в этот вечер также не давал публике остыть, самолично исполнив A Kind Of Magic и These Are The Days Of Our Lives. На гитарном соло последней поймал себя на мысли, что смотрю в ночное киевское небо, куда разносятся магические звуки гитары Брайана, и сложно передать словами переполняющие меня чувства. Это и ощущение какой-то космической возвышенности и нереальности происходящего, и осознание того, что мечты сбываются (в смысле увидеть живьем Queen, пусть и без Фредди - но ведь на сольном отрезке прекрасно знакомой песни это ведь никак не ощущается). Как уже говорилось, Who Wants To Live Forever Адам Ламберт исполнил просто изумительно! Традиционные акустические «интермеццо» заполнили Love Of My Life и 39 уже традиционно в исполнении Брайана. Также были и традиционные соло-отрезки - гитарные, разумеется, в исполнении Мэя, а вот на барабанах мы увидели некоторое соревнование сына и отца Тейлоров (официально это именовалось Drum Battle - барабанная битва или поединок на барабанах). Руфус Тейлор, главным образом, работал за перкуссией (если я правильно понимаю роль и стуркутуру его вспомогательного барабанного сета), подменяя отца за основной установкой, когда тот выходил петь с микрофоном на передний план. Как по мне - душевный и очень удачный ход. Что касается попыток Адама распевок с публикой на манер Фредди, правда, с другим звуковым наполнением (другие междометия служили основой), то, несмотря на то, что они в целом были поддержаны зрителями, но, на мой взгляд, в эту вотчину Фредди ему бы не следовало заплывать. Такие переклички - вещь практически уникальная, хоть и простая по своему замыслу.
После «интермеццо» и перед сольными инструментальными «выпендрёжами» органично вписалась песня Dragon Attack. Прозвучала она свежо и неожиданно (самое интересное, что я её прослушал по радио случайно за пару дней до концерта - совпадение!). Ведь я так понимаю, далеко не на каждом выступлении её исполняли даже оригинальные квины, разве что сразу после 1980-го, т.е. сразу по выходу альбома The Game, куда входила данная композиция. По сути это был бенефис бас-гитариста, перешедший в соло Мэя, которое разрешилось в I Want To Break Free. Далее вновь инициатива перешла к ритм-секции - Another One Bites The Dust, а та сменилась Radio Ga Ga (тут уже пел Адам, хотя песня Роджера). Последующая Somebody To Love порадовала неожиданной быстрой гитарной вставкой в своём завершении. Это уже напоминало натуральный фейерверк! Да и Адам явственно распелся! Хотя, возвращаясь немного к началу концерта, довольно свежо прозвучала и чисто гитарная (!) версия Don’t Stop Me Now, где Адам легко взял стартовый пассаж, уходящий в верхние октавы, а далее очень освежила восприятие данной исконно фортепианной композиции ритм-гитара - хорошо Брайан «чёсиком» ритм-партию исполнил. Но это мы уже произвольно скользим по сет-листу. А между тем, после «маленькой сумашедшей вещицы под названием любовь» последовала кульминация - The Show Must Go On. И она определённо удалась, после чего музыканты удалились, сцена погасла. И это правильно. Лично я субъективно считаю The Show Must Go On лучшей композицией не только Queen, но и одной из лучших в рок-музыке вообще за все времена. Да, есть у Queen та же всевозможными рекордами обросшая, эпохальная Богемская Рапсодия, есть гимны спортивных фанатов на века We Will Rock You и We Are The Champions, есть просто гениальная Who Wants To Live Forever. Но «Шоу…»… Невзирая на свою относительную простоту по построению (использован практически стандартный «квадрат», пусть и на его основе довольно интересный «клавишный риф»), по психоделическому воздействию это натуральная бомба! Наверное, это большей частью связано с тем, что эта песня стала своеобразным завещанием как для группы Queen в целом, так и для Фредди Меркьюри персонально. Вот и выдержали музыканты театральную паузу, чтобы «вихрь» эмоций, вызванный её исполнением, несколько поутих.
Для посвящённых, конечно же, было ясно, что это ещё не всё - не исполнить свои финальные We Will Rock You и We Are The Champions Queen не могли. И они спустя какое-то время появились, чтобы исполнить… Tie Your Mother Down. Пел Брайан и что я могу подчеркнуть в этой связи - у него, причём практически во все времена (тут речь не о возрасте) при хороших вокальных данных и отличном тембре была та же проблема, что и у Адама в сравнению с Фредди - практически нет подачи. Поэтому и его же «откровенно кровавая поэзия» с четким призывом «связать чью-то маму» звучала без изюминки и задора в сравнении с Фредди. Впрочем, как было всегда. Тот же Headlong в его исполнении на концерте в Академии Брайтона в середине 90-х прозвучал академично. Стало быть, та самая «наглость», «подача», экспрессия не всем попросту дана, хотя и не исключаю, что её можно в определённой степени освоить, если есть к этому склонность. А вот дальше всё и продолжилось теми самыми спортивными гимнами, причём на We Will Rock You в качестве сюрприза на сцену был приглашен победитель украинского конкурса «Х-фактор» 2-го сезона Виктор Романченко и исполнил один из куплетов.
Традиционно закрывавшая программу Queen We Are The Champions около часа ночи уже в день финала Евро-2012 заставила почувствовать себя чемпионами всех, кто был на Майдане Независимости и Крещатике, всех, кто смотрел трансляцию этого концерта и главное ещё раз убедительно доказать, что настоящими чемпионами были и остаются группа Queen. В чём главное отличие таких массовых событий, как рок-концерты по сравнению, скажем с футбольными матчами? И там и там десятки тысяч людей, и там и там - океан эмоций. Но! В случае футбольного матча (речь именно о решающих матчах финальных стадий по системе плей-офф) в конце обязательно есть победители и проигравшие. Причем проиграть именно в финале обиднее всего, за шаг до победы. На рок-концерте в выигрыше все! Впрочем, не буду отнимать инициативу у Queen, ведь Фредди Меркьюри в припеве своей «чемпионской» песни так и сказал: “No time for losers, cos we are the champions of the world”. Видимо, так тому и быть.