Собственно, хоть я продолжаю пользоваться тэгом "топ 10", но это, скорее, для группировки любимых исполнителей - формально в 10-ки уже никто никого загонять не будет.
Этот пост тоже отчасти того, что мы жалуемся, мол нет современных достойных исполнителей - тут речь о русскоязычной сцене - мол были и есть Ария, Кипелов - а есть ли кто сопоставимый с ними. Тут как сказать - есть не то, что сопоставимые, но по уровню игры и качеству материала даже заметно превосходящие динозавров российского рока :) Ну, это если не сравнить "легендарность" и "заслуги по совокупности".
Одними из таких групп являются Catharsis (для которого тексты также пишет Маргарита Пушкина) и Эпидемия.
Последние пишут себе сами, крепко освоив фэнтезийную тему. О Catharsis я, наверное, напишу как-нибудь в другой раз, а тут ограничусь их блистательным видео в честь 20-летнего юбилея.
Click to view
Впрочем, сборник Cathersis висит у меня в машине и ждет своего часа, пока я его переварю. Nightwish я уже переварил и это
вылилось на страницы ЖЖ, на очереди - Эпидемия, до чьего последнего альбома я добрался и у меня предсказуемо случился их ренессанс и появляется этот пост.
Группа Эпидемия знаменита (по российским меркам, конечно), прежде всего, своими металл-операми. В 2004-м году увидела свет их самая первая работа подобного калибра - "Эльфийская рукопись". Идея заключалась в том, что прописывался сквозной сценарий (либретто), а на роли разных действующих героев приглашались различные вокалисты. Так в первой работе были приглашены Дмитрий Борисенков ("Черный обелиск"), Артур Беркут (на тот момент "Ария"), Петр Елфимов - одни словом, проект весьма солидный. Почин был поддержан в 2007-м ("Сказания на все времена"), затем группу покинул вокалист - Максим Самосват (он, в общем-то уже был вторым по счету вокалистом, но обе стартовые металл-оперы были записаны с его участием + альбом "Жизнь в Сумерках", где были перезаписаны более ранние вещи группы). Вместе с тем, сугубо с моей колокольни Евгений Егоров вполне адекватно его заменил.
В частности - вот Феанор вживую:
Click to view
Звучит Евгений просто феноменально. Так что заслушиваюсь я им не в меньшей степени, чем "На краю времени" в исполнении Макса.
Далее Эпидемия записала с Евгением ещё две части "эльфийки" - "Скоровища Энии" (пока так и не послушал) и в этом году вышла "Легенда Ксентарона". Вот тут остановлюсь подробнее.
Хоть, конечно, вслушиваться и нужно - может где-то и нет такой искрометной хитовости, как раньше, но продуманность идей зашкаливает, а также достаточно сложные постановки. Начну с относительно простой и попсовой вещи, на которую они сняли клип:
Click to view
Далее интересны даже не столько треки, сколько видео с записей на студии с пригшлашенными звездами. Например, Иван Ожогин - это оперный певец - вот его запись:
Click to view
А вот экстрим-вокалистка Дарья Ставрович (Нуки):
Click to view
Ну и собственно пара-тройка треков. Сразу скажу - они противоречивы, потому что есть фрагменты вокального стиля, который я не приемлю (дез-вокал, или гроулинг - это шипечние/рычания под металл - я их не воспринимаю, но, благо, тут они присутствуют только фрагментами и уравновешиваются другими вокальными отрезками, в т.ч. оперными). Но гитарные и инструментальные партии - просто сумасшедние:
Тут сумасшедшие по красоте партии вокала в т.ч. с Иваном Ожогиным
Click to view
Здесь уже отличились Нуки (Дарья Ставрович - на фразе "А прошлое забудь" эктримальный вокал переходящий в низкочастотный шквал гитар):
Click to view
Ну и изюминка, где есть всё - и каноническое пение, и нелюбимый мною дез-вокал, и экстримальный вокал от Нуки и оперное пение на припеве:
Click to view
В общем, достойная работа.
Эпидемия по праву считается одной из сильнейших российских металл-групп. Сравните партии последних трех песен и попробуйте навскидку найти хоть что-то подобное у той же Арии. Технически Эпидемия заметно круче, в плане качества идей - вопрос дискуссионный - но точно не уступит. Впрочем, как это часто водится - западный первоисточник просматривается вполне явственно - это немецкая команда Blind Guardian - то же спид-пауэр-металл и тоже фэнтези. Прямого взаимствования идей в таком жанре нет и всё-таки металл-опер нет у немцев, но тематика эльфов/гномов в целом, конечно же, не нова. Впрочем, вряд ли это сколько-нибудь значимый недостаток если недостаток вообще.
Завершу же эпической балладой - "Всадник из льда" - отдавая должное Максиму Самосвату - с его участием (хотя Евгений исполняет эту песню не хуже):
Click to view