О безопасости и развитии

Apr 16, 2010 08:47



ББК 65.011.15

Интеллектуальный принцип как системный фактор социогенеза.

Субботин Александр Алексеевич,

независимый исследователь

Статья представляет собой ориентировочный набросок теории общественного интеллекта.

Россия, как и всё глобальное сообщество, столкнулась с кризисом нового типа: некоторые тенденции развития цивилизации, основанной на доминировании силы и материалистической идеологии экономизма, подошли к своим закритически  опасным пределам. Кризис явится испытанием живого общественного организма на прочность. Требуется переосмысление системной парадигмы науки и всей системы регулирования общественной жизни. Об этой перемене упоминали учёные на стыке ХХ и ХХ! веков (академик Н.Н.Моисеев); несколько раньше, например, русский религиозный философ И.А.Ильин(1950-е г.г.); а западный мыслитель О.Шпенглер говорил о грядущем «закате Европы» ещё  в начале ХХ века.

Ключевые слова: системный кризис; теория общественного интеллекта; системная социально-политическая парадигма; общество как самоорганизующаяся и саморегулируемая система; интеллект как непрерывное системное связующее качество мироздания; гражданское общество; развитие; безопасность; выживание;  качество жизни; право и справедливость.

Несколько веков назад наука и государство начали отделяться от духовной власти церкви. Вследствие этого процесса появились предпосылки их светского развития вне сдерживающих рамок религиозных ценностей. Это выглядело как историческое раскрепощение интеллектуальной энергии человека от иррациональных ограничений в освоении богатств материального мира.

В течение последних 10-12 десятилетий в жизни человеческого сообщества произошли небывалые изменения. Ряд фундаментальных научных открытий позволил совершить массу изобретений, а развивающейся  на этой основе индустрии - реализовать открывшиеся технические возможности для создания условий безопасного развития общества и благоустройства в нём комфортного и гармоничного существования человека.

Но за фасадом блестящих достижений  дерзновенного духа человека-творца и разума гения-изобретателя, итоги развития социума оказались плачевными.

В эпоху бурного технического прогресса, с «традиционным обществом», его ценностями и крепкими нравственными устоями случился грандиозный обвал. Только в двадцатом веке человечество пережило острое расщепление на две различные «идеологии», прошло через две кровопролитные мировые войны, познало газовые печи и лагеря смерти, гонку ядерных вооружений и теперь вплотную подошло к неведомой новой драматической «ошибке».

На «интеллектуальном пространстве», освобождающемся от традиционного общества и его государства, шаг за шагом наблюдалось утверждение власти нового, «надобщественного», бюрократического правящего сообщества. Новое общество, несмотря на свои броские декларации и многократно возросшие технические возможности создания «общества всеобщего материального благоденствия»,  не реализовало и малой части ожидаемого. Оно не оправдало надежд быть справедливее, чем это было пятьдесят или даже сто лет назад. Более того, состояние дел и тенденции развития создали серьёзный повод утверждать, что как раз ничем не ограниченное расслоение по доходам (а проще говоря, степень эксплуатации) превращается теперь в первостепенную проблему нашей страны и всего глобального социума.

Симптомом глубокого социального нездоровья выступает серьёзный демографический спад на фоне гипертрофии власти финансового капитала. Преобладание торгового капитала над реальным производством вызывает создание «пузырей искусственного спроса», стимулирует лихорадку психологии «наживы любой ценой», жажды потребительства, давно охватившую Запад, а теперь подобравшейся близко к границам духовного суверенитета России.

Общество раскололось: на организованную по социопатическим принципам корпоративной этики финансово-бюрократическую олигархию, занимающуюся распоряжением всеми общественными ресурсами, в том числе и людскими; - и массу неорганизованного, распылённого и подконтрольного власти, малоимущего «просителя», соискателя занятости по найму, продавца самого себя, своего живого труда.

Бывшего гражданина,- фундамент слабеющей государственности.

Власть «отваживается» теперь сворачивать всякую свою ответственность за поддержание финансирования систем охраны здоровья, образования и воспитания, систем коммунального жизнеобеспечения, армии, науки и сельского хозяйства. Государство отказывается от своих прямых, не пресловутых «обязательств», а своих прямых обязанностей как правового института общества. Появились выражения, вызывающие протест и недоумение: «государственные услуги», «медицинские услуги», а   прилагательным «социальный» теперь обозначается либо подчёркивается второсортность, отсталость какой - либо стороны жизни человека. («Социальное жильё», «социальный обед», «социальная занятость», «социальное пособие»).

К. Маркс, не ведая такого из практики, предупреждал об опасности такого состояния общества и называл этот процесс распада нормального традиционного общества его «пролетаризацией», грозящей серьёзными катастрофическими последствиями; (в первую очередь, добавим, питающей неправовые отношения почвой для внезапного установления брутальной анархии или силовой тоталитарной диктатуры).

**

Долгая досоциальная биологическая эволюция человека выработала систему физиологической адаптации организма к среде как способ успешного преодоления противоречий развития, возникающих между изменчивой внешней средой и внутренними жизненными потребностями индивидуального организма. Все эти алгоритмы вписаны в генетический код каждой клетки каждой особи и передаются по наследству как врождённые физиологические реакции и инстинктивные рефлексы нервной системы.

Ровно те же процессы взаимоотражения и взаимной адаптации социальной среды и индивидуального человеческого сознания протекают в обществе как реальном «сверхорганизме» со своей внутренней нервной системой. Общество - естественная среда жизни человека уже на протяжении десятков тысяч лет. Социальная организация эволюции человека как вида приобрела черты целостного сверхорганизма и неизмеримо богаче в средствах, динамичнее в развитии и более адаптивна к неблагоприятным условиям, чем «чисто биологическая». Именно появлению и развитию общественной организации человек обязан своим видовым доминированием  на всей планете, во всех её климатических зонах и экотопах.

Осваиваются обитаемыми аппаратами околоземной космос и глубины мирового океана.

Многотысячелетняя культурная  традиция выработала и сохранила свои, особые, порой диаметрально отличные от врождённых эгоцентрических инстинктов агрессии, законы нравственности, присущие только «человеку социальному», передаваемые только из уст в уста. Эти доброкачественные законы усваиваются отдельным человеком не как результат индивидуального жизненного опыта. Они бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению как бесценный духовный опыт многих поколений, прививаются через процесс воспитания. Без должного воспитания человек необратимо превращается в «Маугли». Роль генетической памяти, воспроизводящей духовный код, играют национальная ментальность, матрица национального сознания, не последнюю роль играют в воспитании и простая доброта матери, теплота отношений семейной жизни, мудрость государственного лидера.

Современный системный кризис - явление, вскрывающее если и не первичность идеального, то его необходимость для жизни  и его неразрывную связь с материальным. Как следствие деградации социальной среды, нынешний кризис подводит зримую, несмываемую, материальную черту длительного агрессивного поведения человека, сложившегося в результате игнорирования и повреждения органики воспроизводства духовного опыта и возобладания в поведении человека животных грубых инстинктов. На почве доминирования и последующей эксплуатации этих инстинктов, (на «изящном» обходе мешающих ценностных императивов) и выросла, например, наряду с другими течениями, агрессивная идеология экономизма, чумой охватившая сначала Запад и разрушающая теперь весь христианский мир, носителем и проповедником которой стала Лондонская экономическая школа, наследующая сакральный опыт Венецианской торговой аристократии.

Что, в свою очередь, привело к доминированию силовых, неправовых  хозяйственной и социальной практик по всему миру.

Сложилась социально-политическая парадигма, круг за кругом расширенно воспроизводившая ошибку (а впрочем, это было сознательное преступление против нравственного императива), заведшая в тупик в результате всё более и более неверного отражения искажающимся сознанием человека всей картины результата своих действий, смещением причинно-следственных связей и норм поведения и создаваемой этим социальной и хозяйственной  реальности.

За разработку новых, всё более изощрённых методов экономизма по извлечению прибыли, как главной цели капитала, из разрушаемого общества, выдавались и выдаются многочисленные престижные Нобелевские премии. Но это не меняет нравственной сути сказанного выше, погоня за наживой, прибылью незаметно демонтирует общество.

Современная цивилизация по природе своей развивается на основе последовательного разрушения создававшейся многие тысячелетия собственной колыбели, истощения собственной питательной почвы - культурного кода жизни общества. Цивилизация оказалась продуктом выхода человека из оболочек традиционного воспитания и преобладавших там отношений кооперации и процесса общественного строительства; забвением  своей собственной нравственной, чрезвычайно «тонкой» метафизической общественной природы. Развитие техники явилось прорывным творческим общественным актом, подпавшим под контроль неправового феномена лукаво-силовой власти. Разум человека всё больше становился покорителем природы техникой, власть же над самим человеком и его разумом возрастала  на покорении «традиционного общества» лукавыми субститутами «новой власти».

В последнее время было отмечено серьёзное замедление инновационного процесса по всему миру. Автор объясняет это невыносимо возросшим  властным подавлением интеллекта общества ради и во имя его управляемости меньшинством. Примером можно привести то, что случилось с наукой.

Наука, несомненно, является важной частью общественного сознания как целого. Она, более того, позиционирует себя важнейшим мыслящим и «зрячим» органом проектирования общественного развития,  прогнозирования,  обнаружения и разрешения  противоречий, возникающих в процессе развития общества. Особенно, наука общественная.

Однако, а в последнее время особенно, научное сообщество с горечью обнаруживает своё всё большее и большее отстранение от процесса принятия общественно значимых, судьбоносных решений.

Препятствует сохранению первостепенной роли науки в совокупном общественном самосознании восприятие её как лишь неизменно послушного, подчинённого орудия в ловких и натруженных руках того, кто её финансирует. Став послушным  и обоюдоострым инструментом растущего воздействия власти силы на всё общественное развитие, наука используется, в основном, в целях технической реализации и оправдания в общественном сознании  представлений «элиты» об утилитарном решении любых проблем, но непременно через призму мироощущения самой олигархии, через господство её принципов доминирования, коммерции, наживы. В том числе, и средствами хорошо скрываемой грубой силы, как главной идеологии власти, толкающей общественное развитие в выгодное ей русло.

По сути дела, планету сегодня охватывает коллапс не социально-политический, а мировоззренческий. Это неразрешимый, в старых рамках мышления,  конфликт между исподволь надвигающейся, грубой и жестокой  социальной реальностью, и её усечённым как раз на голову осознанием в  несовершенном научном сообществе. Нынешний кризис - это совокупность неприятных итогов длительной порочной социальной практики, основанной на пошаговом игнорировании или подавлении тонких законов жизни человека, интеллектуальной природы его и его социума.

Проблемы обусловлены и созданы тем сложившемся на сегодня фундаментальным представлением современного человека о самом себе, об окружающем его мире, которое предлагало и сегодня продолжает навязывать современное классическое научное знание.  Дело в том, что доминирующее в нём мировоззрение сложилось вполне материалистическим. Его прививают в школе, институте, - везде. Это, конечно, правда, но не вся. (Но даже этого в своё время бывало достаточно, чтобы из магазинов исчезли мыло, соль и спички.)

Беда не в столько том, что «материалистическое учение» оказалось  не столь верно. Оно в корне неполно. Строгое научное знание, в современной действующей Ньютоновско-картезианской парадигме, детерминированно, точно описывает лишь неживую природу. Начиная с Первого закона Ньютона физики твёрдого тела. И только уже с этой точной, но мёртвой точки зрения, берётся объяснять необъятное остальное многообразие мира, и не только сложное, а сверхсложное и живое. В научном мировоззрении, в его корневом «софте» как интеллектуально усечённом инструменте, присутствует всё, кроме представлений о том, что же есть дух и смысл жизни, человек и его общество, миссия и истинные, высшие ценности. Что такое любовь матери.  Что такое Абсолют. Оказалось, что ценностную, качественную,  духовную «зрячесть» наука утратила.

И, пожалуй, в чём теперь засомневались многие, - зачем вообще нужны «ненаучные категории из бабкиных сказок». Что такое хорошо и что такое плохо; что есть добро, а что - зло. И почему. Вопрошающего на этот счёт  наука отсылает «в церковь, к попам».

Современное научное знание фундаментально отдалено, отчуждено от явления  жизни как саморазвивающегося цельного факта, сложного, потому неудобного, не вписывающегося в строгую, научно, по складам, от простого к сложному, объясняемую картину. Показателями образцовой объективности классического знания является непредвзятость, отстранённость, дистанцирование, равнодушие и подчёркнутое безразличие в отношении нравственного.

Это, как никогда ранее остро, ставит вопрос о необходимости радикальной переоценки места, роли в общественном сознании всего семейства наук о человеке.

Но сдвиг может произойти лишь при условии неизбежного, в таких случаях, пересмотра, обновления всей общенаучной, да и общесоциальной, парадигмы (по терминологии Томаса Куна, 1962) как фундаментального метода, инструмента, образа мышления и как аксиоматического основания.

Науке требуется заново приобщиться к фундаментальным ценностям духовного опыта, важнейшей стороне культурно-исторического кода человечества - философскому нравственному наследию как прочному ориентиру в формировании парадигмы посткризисного мира. Это условие понимания и выработки путей преодоления Проблемы века.

Для России выход к качественно иному, присущему ей органически способу жизни, духовному принципу развития, стал сегодня, в течение нескольких ближайших лет, вопросом самосохранения, жизни и смерти, а ценой дальнейшего игнорирования этого требования могут стать анархия, большие людские бедствия, развал остатков государственности и утрата территориальной целостности. Уроки распада СССР остаются пока не извлечёнными:  проблема случившегося не установлена, выводы не сделаны, а неизжитый фактор распада страны, тем временем, продолжает своё чёрное дело.

В современных научных разработках никак не предусмотрены (не планировались и не прогнозировались), ставшие грубым фактом действительности, современные кризисные явления: бедствия людей, разрушение и без того скудной  общественной жизни, трагические провалы социальной и технической безопасности, которые начали происходить планетарно. Речь о спасении России и мира становится правомерным и привычным вести как о некоем чуде, которое-де обязательно произойдёт само, но что только оно, чудо и способно удержать мир от всеохватного разрушения. Но чудо как раз в том, что оно всегда было с нами рядом.

Требуется реабилитация тех неучтённых, игнорированных и попранных ценностей и взаимосвязей, на чём возникла, поднялась, стала платформой технологического толчка, и в забвении чего теперь гибнет и погибнет современная цивилизация, - о категориях, последовательно игнорированных, отрицавшихся. В первую очередь, и самой наукой как институтом, исподволь ставшим  слепым орудием бюрократии, как и  власти измерения, цифры, власти знака, власти формы над содержанием.

(конец первой части)
Previous post Next post
Up