ПРО ПОВИВАЛЬНУЮ БАБКУ ПРОГРЕССА

Apr 02, 2010 20:36



НА ПРЕДЕЛЕ

А.Субботин

Проблемы, которые сегодня остро «ставит» кризис, не новы, они хорошо  известны и, по меньшей мере, остро стоят последние четверть века истории нашей страны. Многие из них ставились ответственными людьми  задолго до сего дня, однако, замалчивались и игнорировались теми, кто был у руля власти, теми,  кто, казалось бы,  был призван смотреть вперёд,  оберегать общество и защищать его право,  предотвращая даже само их появление.

Одна из таковых - проблема роли и первичности права и силы в жизни социума, в последнее время, актуализировалась, вновь и с особой остротой. Это краеугольный камень всей картины наступающего социополитического кризиса.

Часто, слишком часто в нашей жизни сила берёт верх. Для доминирования над неправой силой востребуется ещё большая, «правая», сила. Такая силовая идеология, волна насилия, захлестнула общество - от уровня семьи до общенационального,  до международного уровня,  даже до систем глобального противостояния.

Сила как способ оперативного реагирования на возникающие проблемы  и вызовы,  как способ нахождения «быстрого»  решения при помощи бесцеремонного вмешательства власти, уже давно  преобладает над правовым, естественным для человеческого общества,  аспектом выстраивания и поддержания своего внутреннего  баланса,  согласия, фундаментом его развития.

Силовой «образ быстрого общественного развития»  являет собой идеологию «эффективного управления»,  -  бюрократического навязывания обществу «простых технических решений»,  известную ещё  как «технократизм власти». Идеология, которая эффективна в краткосрочном плане, за счёт того, что встраивает на место живого общественного бытия  общества свой неживой протез, инородное тело, силовой каркас. Он опасен тем, что разрушает и подминает собой, подменяет  правовой принцип  - органичный способ выстраивания свободных, долгосрочных и развивающихся общественных взаимосвязей, из сети которых целиком и состоит традиционное общество.

Тем самым,  процесс такого «развития»  идёт за счёт краткосрочного, но шумного эффекта, заслоняющего подрыв невидимых долгосрочных устойчивых связей,  вразнос разрушая живую гибкую правовую ткань,  качественную сторону жизни.

Закрывается, тем самым,  сама основа и возможность дальнейшего развития. Развивается общественный ступор как антитеза общественного развития.

Во главу угла интересов власти ставится эффективность своего правления. Тем самым выворачивается наизнанку первоначальный смысл всего этого мероприятия - забота о безопасности  жизни  человека и его общества - как  в «социальной», так и в «техногенной» средах. Эти среды разрушаются, увлекая за собой многие человеческие жизни.  Это внешне выглядит как углубляющийся «кризис экономики», за которым маскируется кризис общества, «беспричинно»  разрушающегося на глазах у всех, в условиях не военного, но мирного, времени.

Эскалация «праведного» и «неправедного» насилия в обществе сегодня зашкалила. Властный компонент управления возобладал во всех порах общественного бытия. Возник, по масштабам и охвату неведомый доселе, тупик бытия, произошёл ступор общественного развития.

Прочность правовых уз, живых  связей, делающих общество обществом, ослабла  до такой степени, что  город страдает в тяжелейших «пробках». Так, ещё недавно бывшее обществом и решавшее многие проблемы сообща, сборище людей сегодня пытается решать свои вопросы, каждый в частном порядке, со ставшей вдруг такой нужной и такой всемогущей, властью.

Жизнь общества протекает в условиях, когда главенствовать начинают уже  не правовые и не рыночные, а доисторические, дочеловеческие  принципы: широкой торговли правом, в духе присказок «каждый сам за себя»,  «все против всех», «деньги вперёд», «кто успел, тот и съел», «не подмажешь - не поедешь»… часто это метод грубого захвата  и  т. п.

Деревня в пробках, конечно же, не застаивается. Но ведь  она уже давно,  десятилетиями, находится в социальном ступоре, тонет в грязи,  спивается от вынужденной безысходности своего бесправного, рабского  существования. Она перестала быть «хребтом  нации», её духовным кладезем, хранительницей вековой традиции,  поставщиком в город многочисленной, невзыскательной к удобствам, но трудолюбивой  и дешёвой «рабочей силы».

Она, в социальном плане, измотана, находится в режиме выживания, став устойчивым  поставщиком криминала. Такая же перспектива развития может постичь и город, если общество, его остатки интеллекта, наконец, не наберётся мужества и не сменит вектор своего развития.

От  такого образа правления в обществе, которое, кроме всего прочего, является  главнейшей и единственной средой обитания современного человека, неизменно и глубоко снизилось  качество жизни. Стало небезопасным прогуляться  вечером по улице,  идя от охраняемой(!)  стоянки  машины, а затем оказаться в подворотне или лифте с незнакомцем.

В  таком  обществе небезопасным становится жить рядовому законопослушному гражданину, постоянно боясь потерять единственную работу, не по профессиональным качествам, а оказавшись неугодным начальству, а затем, не по своей воле, оказаться ещё на улице. Лишь за то, что, потеряв в доходах, не сумел вовремя заплатить сверх всякой меры «за услуги ЖКХ», а фактически, в очередной раз  выкупить у естественных монополий своё ускользающее последнее право. Право жить.

И таких «цепочек обстоятельств» стало слишком много и становится с каждым днём всё больше. Такие неизбежные цепочки событий, которые выбрасывают человека с пути нормальной жизни в правовом поле, толкают тысячи и миллионы людей цепляться за жизнь любыми оставшимися в их небогатом распоряжении способами, большинство из которых оказываются, опять не по их воле, неправовыми, а попросту, криминальными.

Разрушение связей с помощью грубой силы  в нашем общественном организме можно проследить, хотя бы, со времени и метода Октябрьской революции или «великого перелома» в СССР 1929 года. Однако этого не предусматривают объём  и   тема данного материала.

Причина кризиса общества и растущей преступности коренится в самом неверном образе управления развитием  современного общества. В слабости нашего научного метода. В нашей устаревшей социально-политической парадигме.

Previous post Next post
Up