С точки зрения прикладной лингвистики

Mar 21, 2010 17:26



Экономизм:
    Наука? Искусство? 
                                 Идеология.

Александр Субботин

Oб авторе
 (С точки зрения прикладной лингвистики)

Олицетворением высшего уровня общественного развития сегодня общепринято (за редким исключением «еретиков от науки») считать индустриальные  и с недавних пор уже перешедшие через индустриальный этап прыгнувшие в будущее - в разряд высокоразвитых, «постиндустриальных»,- быстро деиндустриализующиеся страны.

Этапы большого пути

Первоначальное накопление капитала, затем концентрация товарного производства, затем инверсия его в более оборотистый торговый капитал и последующая виртуализация финансовой сферы в «большое мыло» характеризуют собой индустриальный и постиндустриальный уклады современной  экономики как закономерные этапы всё большего сосредоточения финансово - административной власти в ловких и натруженных руках.

Этот процесс многими учёными, экспертным сообществом, да и массовым сознанием, по сей день признаётся столбовой дорогой прогресса. Паровозом, тянущим страны и народы «в прогресс», называют Учение, всесильное и верное, - экономическую теорию.

Повышенное стремление наших абитуриентов получить образование, связанное с госслужбой, занятием маркетингом, менеджментом или, на худой конец, юриспруденцией - этому тезису  прямое подтверждение.

Как и то, что получить хорошее академическое образование, но в области, например, выращивания хлеба и ведения сельского хозяйства, считается чем-то не столь престижным и чревато местом далеко не хлебным.

Устойчивым представлением массового сознания и большинства экономистов - практиков остаётся, в частности, также  и то, что урбанизация является односторонне поступательным, непрерывным и однозначно позитивным культурно-историческим процессом, который продолжится и в долгосрочной перспективе.

Рост городов как бесспорное и однозначное свидетельство, с точки зрения современной экономики, прогресса, сопровождается, однако, упадком сельского уклада жизни.

Что, в свою очередь, общепринято считать, если  и не неизбежным злом, то уж точно полезным «горьким экономическим лекарством» от его дремучей вековой отсталости и исторической обречённости.

Выгода - зло?

Пожалуй, это был целый сектор хозяйственной деятельности человека, первым попавший под каток колесницы прогресса. Это как раз (и случайно ли) оказалось на руку, среднесрочно экономически чрезвычайно выгодным для  бурного развития, экспоненциального роста объёмов индустрии.

Люди бежали из нищающего села, чтобы влиться в ряды дешёвой рабочей силы, столь нужной растущему бурными темпами городскому бизнесу, индустрии, наряду с углём - хлебом индустрии, становясь для неё недорогим, но, вероятно, весьма  питательным «мясом».

Можно вспомнить индустриализацию в доброй старой Англии, с «работными домами», детским трудом на угольных шахтах, системой огораживаний, поразмыслить о толпах голодных крестьян на дорогах и об овцах, которые «съели крестьян».

Нельзя  здесь не упомянуть и жестокую сталинскую индустриализацию, сопровождавшуюся, для вящей убедительности, массовыми репрессиями, ГУЛАГом и  сплошной «коллективизацией». Что было, то было. Был даже двузначный процентный рост показателя ВВП. Пока источник дешёвой рабочей силы из села мощно бил, индустрия  развивалась, как на дрожжах,  ускоренно проедая свой главный невосполнимый, движущий, как выяснилось, ресурс.

Но вот, наконец, закончилось бегство людей в города, индустрия перешла в фазу своей  стагнации, начался период осеннего увядания. Закончилась уверенная прибыльность «реального сектора», пошатнулась устойчивость пирамиды всего мирового товарного производства. Темпы роста экономики плавно, но верно переросли в скорости коррекции, иными словами, если честно, падения.

Люди «с умом» быстренько перевели свои активы в надёжные, быстро растущие «мыльные пузыри»…

Вот вам, бабушка, и «постиндустриализация» пришла.

Цифрами куда  легче и приятнее оперировать,

чем непонятными, «абстрактными» «философскими категориями». Или, тем более, неприглядными нравственными оценками.

Нет никакой возможности, да и большой охоты, ни у кого свести все аспекты деятельности человека и общества в «цифру» и, тем более, свести всю жизнь до копейки к денежному или иному эквиваленту.

Но приятные на ощупь звонкие цифры и стоящие за ними манящие шелестящие банкноты  …

почему-то слишком  часто бывают оплачены чьей-то человеческой несвободой, бедой, слезами - той самой  ценой, иногда чудовищной, которая игнорируется, не принимается ни в какой расчёт «официальной» экономикой, политикой, тоже делающей своё дело в чистых перчатках.

Если разобраться, реальные ценности, товары являются продуктом затраты времени, жизненных сил, труда, то есть, как минимум, эквивалентом здоровья конкретных людей, вовлечённых в производственный процесс, о чём неоднократно упоминает академик В.П.Казначеев.

Мировой финансовый оборот, следовательно, и в первую очередь - обращение в прах миллионов человеческих судеб, манипуляция массой одних людей другими, «посвящёнными».

Обострение  в мире  к началу ХХI века процесса социальной деградации - растущей суммы недоразумений, связанных с  неучтёнными, «нерасчётными» сторонами жизни, таких как появление массовой «новой бедности» даже в самых богатых странах,  безработица и следующая за ней криминализация, «выпадение из колесницы прогресса» науки, культуры, здравоохранения, образования выливаются в пресловутый демографический провал, а проще - в очевидное вымирание, сопоставимое с эпидемиями европейского средневековья.

Связано всё это с, мягко скажем, пониженным интересом правящей административно - финансовой власти к  заведомо малоприбыльным, а вообще-то, сплошь убыточным, с точки зрения «здорового экономизма», потенциальным сферам приложения капитала.

Ещё бы не так. Это, ведь, сферы социальной жизни -  те самые сферы, откуда черпается, изымается весь т.н. «экономический эффект». По классическим канонам бухгалтерии, любые расходы на оплату труда,  на воспроизводство самого человека, его общества - это цифры прямых потерь, расходов, а не доходов «экономики».

А  затраты, по этим самым канонам, следует жёстко контролировать, иначе страдает прибыль. А прибыль, в переводе с узко-экономического на практический язык,  есть продукт присвоения интеллектуального вклада, жизненных сил, здоровья и самой жизни одних людей другими.

Глядя на картину демографического состояния общества с этих позиций, вполне очевидной тогда выглядит  причина трансформации демографически успешного общества в стареющее и вымирающее.

Процесс, происходящий теперь со всем обществом, в том числе и в первую очередь с городом, оказался очень схож с  исторически недавней картиной «первоначального разорения»  сельского хозяйства.

Потому что это единый непрерывный процесс эволюции целостной социально -политической системы, построенной на отчуждении, растянутый во времени.

Пирамида искусственного роста административно-финансовой власти, основанного на положительной обратной связи, достигла своего физического и смыслового предела. Занятная игра в «прогресс» пришла к логическому финалу.

«Поезд дальше не идёт. Просьба освободить планету», - говорят нам из-за мировой закулисы.

«Места на планете на всех не хватит»,- вторит им из преисподней Томас Мальтус.

- «Вступайте к нам, в ВТО, без нашего штемпеля на лбу вы - неполноценная нация» - приглашают третьи.

В чём же наша неполноценность без их священной визы?

Сие тайна великая есть. А где тайна, там снова проглядывает чья-то власть.

Начало конца прогресса

Становится фактом охлаждение цен на недвижимость в городах. Некоторые заинтересованные лица ждут-пождут полного дна.

Дно ожидается, такое вязкое и глубокое…

«Прогресс» даёт осечку.

Не первую.

Нынешний тупик с ЖКХ. При предельном износе централизованных донельзя инженерных сетей  плата за неизменно падающее качество монопольно поставляемых услуг устойчиво растёт. Выживание миллионов людей в холодных стенах хрущёвок в русскую зиму завязано на сотни тысяч километров труб с горячей водой. Ржавых и глубоко зарытых в заасфальтированную землю городов.

Износ и недофинансирование и производственных и жилищных - всех основных фондов «техносферы» городов - одна из причин растущей аварийности и тенденции к сворачиванию объёмов промышленного производства, а с закономерным падением доходов,- верные двойные ножницы к схлопыванию спроса, по кругу, всей современной модели хозяйства.

Вначале незаметно, медленно, затем скрытно, но быстрее, шла относительная деградация жизни социума, общества, а теперь, возможно, уже наступает новая её фаза - начинается открытая и абсолютная «усушка» социальной (общественной) сферы жизни. Физическое сжимание научной, образовательной деятельности, глубокий обвал доходов граждан, итог - обвал общего качества жизни.

В том числе, и физической безопасности жизни каждого отдельного человека.

Особенно большое, многократное, падение производства произойдёт во всех «развитых», как принято (и приятно) говорить, странах, даже в гордо демонстрирующих «пятёрки по экономике», прекрасные формальные экономические показатели.

В городах США и России - одно, в индийской деревне или на филиппинском острове - другое.

Иными словами, социум терпит бедствие. Называть такую ситуацию «успешным развитием общества» приходится лишь с изрядной долей скепсиса.

Точнее, я бы сказал, сарказма.

Но в первую очередь, что касается именно России,

тревогу вызывает уровень развитости отечественного сельского хозяйства. Это край, за который ступать нельзя.

Подорван самый корень биологического существования человека и выживания социума, а о нравственной стороне и речи не идёт. В городе на асфальте ничего съестного не вырастет, даже в «пост - историю». Предстоят  очень долгие и весьма непростые времена, подготовиться к ним заранее - это как купить перед зимой тёплые вещи.

Нужны срочные меры по общественной защите, оснащению и количественному увеличению, росту качественному (правовому) и техническому, по самому появлению де-юре сельских хозяев.

Дело буквально жизненно важное.

Дело утопающих - в надёжных руках

Экономика как наука статистическая (коли уж она сама назвалась наукой), оперирует лишь самой поверхностной, лишь легко формализуемой информацией о хозяйственной деятельности.

Она слепа к неудобным, с точки зрения реального экономического субъекта - получателя экономической выгоды,- фактам, не формализуемым в звонкую цифру, «не видит» социальной цены и истинного социального подтекста своих показателей. То есть, наивно не учитывает или злонамеренно  игнорирует абсолютно реальные, очень важные вещи, по-прежнему вечные, неизменные, непреходящие, непродажные.

Вечные ценности.

Даже и такую очевидную, как безопасность. За которой стоит каждая отдельная человеческая жизнь. Или, скажем, такую, как интересы своего народа. И многое, многое другое.

- Святая простота, что хуже воровства, непростительная для серьёзной науки.

Растущий разрыв между «экономическим ростом» и действительной, полной социальной его ценой, с большим или меньшим успехом, призвано и вынуждено исправлять, штопать современное государство - на средства, взятые принудительно  у  самих защищаемых, у граждан - налогоплательщиков.

Или, как их теперь назвали, «населения», проживающего теперь в неких, как их теперь официально принято уродливо называть, «поселениях».

Но государство, в свою очередь, по-своему тоже близоруко - ввиду своей изначальной «протекционистской природы», становясь на правовую защиту гражданина и на служение обществу, в первую очередь видит свой интерес - не забывает про самоё себя. Поборы только множатся, а человек скорее брошен в лапы недобросовестных чиновников от государства и от бизнеса, нежели хоть как-то защищаем.

И здесь мы только посочувствуем слабости отдельного чиновника, (который ведь тоже маленький человек), который просто не всегда может устоять перед суммами с большим числом нулей…

Общественные, «негосударственные» институты не находят иного выбора, кроме как оставаться на уровне простого воспроизводства самих себя - примитивного выживания с явным душком деградации.

Самоочевидно, спасение утопающих, при нашем реальном устройстве, идущем вразнос, продолжает оставаться только личным делом каждого из самих утопающих.

Ну!.. За любовь к искусству!

Что же зловещее скрывается  за термином «экономика»?

Ничего ужасного. Он происходит от двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «номос» - «вести». То есть, первоначально понятие «экономия» (именно так)  означало не более чем невинное «домоводство». Понятие это при поэте А.С.Пушкине относилось к области чистых искусств: это было искусством ведения хозяйства («…он был глубокий эконом…», «Евгений Онегин»).

В сегодняшнем, по-прежнему, богатом и честном русском языке,  понятие «хозяйство» уже почти отсутствует, а везде, где чудом сохранилось, вымывается, замещаясь бесхозяйственной, подслеповатой к жизни, извращённой по смыслу, но такой выгодной кому-то «экономикой».

Сложился и расцвёл удобный бюрократический, административный «новояз», служащий идеологии выгодного разорения и полезного, для избранных, разрушения основ жизни нормального человеческого общества, высасывания полезных соков из каждого честного и порядочного гражданина.

С новым языком легко селятся в головах соответствующие идеи и стереотипы весьма вольного обращения человека Управляющего с человеком управляемым, а если ещё слегка подумать, подневольным.

В результате языкового прогресса экономической теории, общественный хозяйственный организм, включающий в себя человека с Правом, Историей, способностями и интересами, риском и хозяйственной сметкой, с живым видением хозяйства изнутри, весь смысл жизни - естественный народу общественный строй - изо дня в день подвергается серьёзной эрозии.

У нас он придавлен некоей самочинной системой, нескромно навесившей на себя  ярлыки и атрибуты  российской государственности, имеющей мало общего с интересами общества и истинного государства.

Мы, граждане России, невольно вынуждены, в силу проживания у себя дома, в родной стране, иметь дело с бесцеремонной идеологической надстройкой, взросшей исключительно на любви к чистому искусству управления. Системой поистине ловкой манипуляции человеком - и его хозяйством, и его обществом.

Ну, попутно, кормящейся на распродаже за рубеж природных богатств - тела нашей страны, на присвоении результатов нашего с вами труда и держащейся на страхе, послушании и долготерпении.

И наших с Вами тоже, уважаемый Читатель.

Инновационный процесс: живое - только от живого

Пока что, в настоящее, теперь уже кризисное, время, развитие сложного человеческого общественного организма всё ещё грубо подавляется доминирующим пренебрежительным взглядом на право и хозяйство «с заоблачного высока» идеологии административного экономизма и воинствующего монетаризма.

С откровенно  фискальным, откровенно алчным корыстным «государственным интересом» системы к аморфному и податливому «человеческому веществу». С таким же взглядом на человека как на вещь, как на заурядный природный ресурс.- Сырьевая экономика и её идеология принципиально не способны относиться к гражданину иначе, как к дешёвому и доступному «сырью».

О какой «инновационной экономике» здесь можно говорить? Речь можно вести о чём угодно, но только не об этом. Это пока, в  не нами заданных условиях, абсолютно несбыточная мечта.

В средние века существовала теория «самозарождения мыши»: нужно было в самом грязном углу комнаты насыпать горсть хлебных крошек, на неё - сложить горку ветоши и накрыть всё это дырявой корзиной. И со временем там заведутся мыши.

Теория… прекрасно работала! Мыши исправно заводились в старом тряпье.

Надо понимать тот уровень науки.

С самозарождением «инновационной экономики» нынче оказалось несколько сложнее. Вспомним недавний проект пуска технопарков и опыт «откорма» госкорпораций.

При помощи обычных административных схем и больших народных денег снова, в который уже раз, ничего особого не вышло, соответствующего потраченным и разворованным средствам и первоначально задуманному.

Теория самозарождения «инноватики» буксует.

Инновация - это, ведь, не какая-то абстрактная «вещь в себе», которую, к тому же, можно найти, купить или продать. Деньги здесь - ничто, а административные меры губительны. Её, как и ум, не займёшь и не купишь.

Это птица вольная. Как сама творческая мысль.

Инновационный процесс - это, определённо, и продукт развитой индивидуальной свободы в развитом обществе и процесс свободного, а, значит, непрерывного общественного развития.

А вот что есть та самая «корова», которая выдаёт этот полезный «продукт»,- инновационный процесс?

Позволю себе смелость её назвать.

Это есть не что иное, как  общественный интеллект. Он  означает естественную способность общества к самоорганизации и к жизни, основанной на глубокой органической внутренней взаимосвязи (кооперации).

Прежде всего, конечно,  в труде, но далеко не только в нём. В культуре, совершенстве, целостности, зрелости каждой личности, а на этой основе - вызревании субъектности, разумности всего общества как живого организма с собственной высшей нервной деятельностью.

Субстанция эта самостоятельна, нравственно чутка, способна без «стимуляций», понуканий и вливаний  к обновлению - саморазвитию, эволюционному восхождению, в частности, планированию, проектированию и к созиданию своего будущего - своего «завтра».

Это большая тема, что отнюдь не умаляет её крайне практического смысла, требующая подробного развития.

Для этого нужно  многое осмыслить и затем ещё большее сделать. Всем вместе.

Живое, к счастью, рождается не из мертвечины.

Пора бы всем уже это усвоить.

Любезный мой Читатель!

В реальности,- дело, конечно, не только в словотворчестве. А ещё и в принципиальном несоответствии. Между живыми явлениями Русского языка, Русского общества, потенциалом нашей общенациональной культуры,-

и

мертвящими схемами и моралью экономической идеологии,-

столько же общего,

как, к примеру, между Высокой Литературой

и

суконным газетным литературоведом в штатском.

Может быть, всё дело в проблеме глубокого устаревания метода и неверно назначенного субъекта «управления»?

Где как раз и следует очень хорошенько поискать и нейтрализовать, демонтировать, пока не поздно, двигатель, первопричину, запал и «динамит» ещё только начинающегося беспрецедентного кризиса.

Может быть, это самое понимание и было бы тем «дном», от которого можно энергично оттолкнуться.

Обеими ногами, изо всех сил и без всякого сожаления.

Я имею ввиду человеконенавистническую экономическую идеологию и её властный финансово-бюрократический правящий класс.

Лично мне, почему-то, именно так  кажется.

Александр Субботин

От технологизированного Стада - к Разумному Обществу

Oб авторе

«Мы извратили порядок, и зло усилилось до того,

что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти».

Read the article http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00121922.htm
Previous post Next post
Up