К вопросу о расщеплении общества как коллективного сознательного

Feb 11, 2011 16:09



Конечно, поводов для недовольства кругом хватает. Критика-это ведь не идея простого отрицания, нужен и позитив:  чтобы жизнь менялась к лучшему, нужна цель, положительная идея, направляющая волю, движение.

Нам не хватает смысла жизни, этой самой идеи как конструктивной цели.

Общество, тем временем, раздирается на куски теми, кто кормится  агрессией, то есть разъединением целого. Рушится  хрупкий порядок. Что делать, чего ждать?

Плохой, но целый старый дом, однако же, лучше, чем полная развалина с упавшими стенами.

С другой стороны, - трухлявый дом, как его ни латай, как ни завешивай гнилой фасад красочной вывеской, всё равно он остаётся ветхим жильём, малопригодным, опасным для проживания.

Нужно думать о том, каким должен быть новый дом.

Общество - это не только мы сами

Иное дело-общество, социум разумных существ. Оно одновременно и продукт, и средство нашей совместной созидательной деятельности. Оно нам и дом, и среда нашего обитания, и орган нашей с вами безопасности.  Его изменять можно, перестраивать. - Понемножку, по чуть-чуть, по миллиметру, осторожно и без надрыва. Через год-другой видны будут улучшения, подвижки, а через десятилетие мы бы увидели, что наш дом стал значительно прочнее, чище, светлее и, главное, безопасней.

Для улучшения собственного общества нам нужно опережающим образом совершенствовать свои  Знания о нём. При недостатке сугубо научных знаний, Знание всегда дополнялось вечными нравственными Истинами. У наших пращуров, например. И  был очень удачный опыт развития. Мы его сейчас по-прежнему мало ценим, при этом бездумно проедая как раз нажитое предками.

На мой взгляд, наше всеобщее  образование «даровало» нам превратное понимание общественного процесса. Иначе бы не блуждали в потёмках и не жили на задворках. Нам, к сожалению, не преподавался Духовный опыт наших предков. Нам, к великому сожалению, было «научно» внушено, что общественный процесс - это только некая объективная закономерность. То есть, что это не зависит от нашего сознания и даже от наших умственных усилий, что это некая отдельно существующая  реальность, которая живёт сама по себе. Это первое опасное заблуждение.

Второе. Продолжение первого. Вульгарный материализм. «Первично материальное». Первично к человеку, к обществу. Главное-финансы и техника, а уж  потом, что осталось,- культура, наука и прочая "социалка". Так ли это на самом деле? А почему не наоборот?

Разобраться бы с этим, чтобы понять, почему тогда наша огромная страна, имея уникальные в мире производительные ресурсы, позволяет себе  столь уникально неэффективно соединять их вместе. Создавать столь мизерное общественное благо. Нет ли в этом какого-то скрытого логического дефекта, изъяна, который разрушает, прерывает наше единое хозяйственное пространство?

В этой заметке  попробуем найти  эту цепочку, чтобы нащупать, в каком направлении находится цель общественного развития,  где тот позитив, ориентир развития,  в котором остро нуждается наш сегодняшний «общественный прогресс». В чём изъян, препятствующий нашим похвальным усилиям жить хорошо.

Общество-это не только и не столько мы сами по себе. Оно также процесс и результат осознания нами своего предназначения в этом мире.

Модель цельного общества

Вернёмся на сколько-то лет назад. Основу общества когда-то составляло крестьянство. Крестьяне многими столетиями  вели своё хозяйство на земле, на которой стоял их дом, в котором они жили. Пахали сохой с лошадкой, сеяли, жали и молотили руками, держали корову, свинку, огород. Эта сельская жизнь, при всей её примитивности, имела стороны, многие из которых очень не помешали  бы современной урбанизированной цивилизации.

Первое. Общество биологически  себя воспроизводило расширенно. Демографическая проблема не ставилась. Люди жили крепкими семьями с большим числом детей. Общество было с крепкой моралью стабильно, с крепкими, устойчивыми отношениями. Понятия криминала вообще не было в том виде, как оно есть сейчас.

Второе. Велось натуральное хозяйство, в котором работник и хозяин обычно  были совмещены в одном лице. Натуральное хозяйство - это, по существу, и есть классическое производящее трудовое хозяйство. Умел ли массовый рядовой крестьянин быть хорошим предпринимателем? Да, несомненно. Сохранилось и до сих пор используется выражение «крестьянская сметка».

Третье. Все необходимые ресурсы и все возможности их реализации находились в одних руках, под одним началом. Земля, жильё, культура, воспитание, всё прочее находились вместе, в своём прямом, взаимопроникающем взаимодействии. То есть, вся культурно-хозяйственная сеть воспроизводства и развития (кооперации, специализации, совершенствования) общества была способной к развитию, цельной и эффективно работала. Множественность мелкого хозяйства позволяет  говорить о большой гибкости такой общественной системы, как самоорганизующейся сетевой структуры, сотканной преимущественно из горизонтальных хозяйственных связей.

Вертикально была организована другая система общества - духовная иерархия, основанная на Вере в Бога. В этой «вертикали власти», в  её традиции, была заложена самоцельность, парадигма строительства общества - нравственные Законы бытия. В русской традиции - православие, в русской философской мысли - космизм и «философия Общего Дела». В бесконечной высоте-Космос, в основе земного существования-труд.

Традиционное общество с натуральным хозяйством выступило стартовой площадкой - духовным и хозяйственным базисом современной научно - технологической цивилизации.

Расщепление цельности

Хозяйство производило больше, чем потребляло. Это позволяло появиться торговле и ремёслам, и городу, как выделившейся из крестьянства части общества. Город живёт промыслами и торговлей, кормясь от деревни и принимая от неё новых поселенцев. Возникли целые торговые города-республики.

Вся власть крестьянина над обстоятельствами заключалась только в его вере в Бога и производительном труде. Как получше обработаешь землю, как выходишь скотину, как удобришь поле, таков будет и твой результат. Власть государства опирается на власть крестьянина. Нужен хлеб, нужна армия, нужны налоги. Всё это дают подданные, крестьяне. Разори хозяйство - и сам иди по миру, кто подаст. Государство озабочено, чтобы крестьянин никогда не разорялся.

Деньги и обмен позволили быстро развернуться дельцам, которые увидели, что манипуляциями при помощи денег тоже можно обладать властью. Наряду с духовной властью и властью государства появилась «власть денег», финансовая. Особенно быстро развивалась она на Западе, где был круглогодичный подходящий климат и изрезанная водными путями суша. Быстро распространились по всей Европе уловки и приёмы максимизации барыша древних менял и торговцев Востока, насчитывающие тысячелетия лукавого опыта. Возникло несколько конкурирующих гнёзд торговой аристократии, контролировавших рынки и конкурировавших друг с другом.

Континентальная Россия намного отстала в этом занятии  от Европы. Развитие торговли шло лучше, где не было зим по полгода и были гораздо более благоприятные условия для транспорта, торговли, войн, колониальных походов. Россия же продолжала своё медленное развитие как континентальная самодостаточная территория. Свободу люди понимали как неподвластность никому, кроме Бога, двигаясь на Восток, заселяя необжитые земли, занимаясь своим трудом, строя свою жизнь производительным хозяйством.

Получение прибыли от перемещения товаров оказалось делом много более выгодным и «производительным», чем производство этих товаров. Торговля, спекуляция на валютах, игра на неблагоприятных для производства факторах стали самостоятельным прибыльным промыслом.

Идеология либерализма выросла из этого. Идеология получения прибыли от торговли развилась и прибрела масштабы «второй реальности» за счёт подавления прямого товарообмена и эксплуатации частного предпринимательства. Игра на масштабе вышла на захват самых прибыльных производственных отраслей и постепенное превращение цельного общества в сложно-подчинённое интересам занявшей монопольное положение «аристократии свободной торговли», финансистов.

Сегодня финансовая власть освоила «уровень государств». Государства во многом подчинились этой власти, которая не стесняется диктовать свою волю всему миру.

крестьянство, мир, воля

Previous post Next post
Up