Status

Aug 28, 2017 14:55

Первый раздел той "учетной записи" человека о которой мы говорили - лицо, persona - это Status (от глагола stare, "стоять" - со-стояние). В нем качества человека раскладываются по трем осям:

Status libertatis - "состояние в отношении свободы";
Status civitatis - "гражданское состояние";
Status familiae - "семейное состояние" (про него мы частично говорили выше).

Причем это иерархическая структура. Если по состоянию свободы человек несвободен (он раб), остальные измерения выключаются - у него не может быть ни гражданского состояния, ни семейного. Вся остальная структура просто выключается. Собственно, он тогда и не лицо - он вещь (это не совсем так, об этом мы поговорим позже).

Далее все статусы раскладываются, как мы видели, на пары. Например, в отношении гражданского состояния, человек может быть либо гражданином, либо не гражданином. В древнейшие времена на этом этапе определялось и то, выключался ли семейный статус - неграждане не могли иметь семью в римском понимании - вступать в римский брак, обладать отцовской властью и проч. Ius connubii - право на вступление в [римский] брак (как и ius commercii - право торговли, о нем дальше) было первоначально исключительным правом римских граждан. Уже в древнейшие времена, правда, оно было распространено на "кровных братьев" римлян - латинов. Затем на "неполноправных" римлян - плебеев.

Итак, если человек - civis, гражданин, то в отношении него действует специальное право - ius civile, "гражданское право", но не в нашем смысле - как противопоставление уголовному праву, а в смысле того, что это комплекс норм и законов, относящихся ТОЛЬКО к римским гражданам. То же ius commercii - это не совсем "право торговли", это право участвовать в обороте некоторой группы вещей, которая издревле считалась имуществом римских граждан - земля, недвижимость, рабы, скот, сельскохозяйственный инвентарь. Я уже рассказывал о том, что эти вещи можно было продавать только с определенной священной процедурой - манципацией (потому сами они называются манципируемыми, обратите внимание на корень manus). Неграждане не могли участвовать в этом обороте и, соответственно, приобретать манципируемые вещи. До появления преторского права, о чем я тоже писал.

Неграждане тоже делились на категории - "древние латины", т.е. древнейшие союзники римлян, фактически получившие все частные права римских граждан - ius commercii и ius connubii, другие категории латинов (например, "юнианские латины", в которые по закону Юния стали записывать отпущенных на волю рабов, в то время как ранее они становились римскими гражданами), "союзники римского народа" - граждане общин, заключивших с Римом [номинально] равноправные союзные договоры, "федераты" - граждане общин, побежденных римлянами, но заключивших с ними мирный договор (foedus) с определенными условиями, "дедитиции" (сдавшиеся) - граждане побежденных римлянами сдавшихся на милость победителя (без всякого договора и условий) общин - самая бесправная  категория лично свободных людей. При этом все иностранцы, более-менее долгосрочно находившиеся в Риме, входили в категорию peregrini (первначально - "бродяги", отсюда наши пилигримы).

Далее мы подробно поговорим о свободе и рабстве. Пока же прошу еще раз отметить методологию работы римских юристов: иерархическое членение сложного понятия на мелкие простые.

римское право

Previous post Next post
Up