Семья - 2

Aug 26, 2017 19:14

То, что я описал в предыдущем посте, было древнейшим, архаическим состоянием римского общества. Теперь давайте разберемся, как римское право обходилось с этими "традициями".

Возьмем, к примеру, римский брак.

Брачный возраст в Риме - 14 лет для мальчиков, 12 лет для девочек. Однако существовали нормы, запрещающие отдавать девочек замуж,, пока они не достигли такого возраста, когда они viripotens - "способны вынести мужа". Ну то есть пока у них не начались месячные.

В общем, женились рано. Средний возраст женитьбы (выхода замуж) - лет 17-18.

Исконная форма римского брака - подвластный брак, брак cum manu ("с властью" мужа). Он заключался путем особой церемонии, "конфарреации" (от far - полба, когда жениха и невесту посыпали полбой (см. PS)). В этом браке жена выходила из-под власти своего отца и поступала под власть мужа. Соответственно, муж единолично распоряжался ее имуществом (приданым), он мог ее убить, продать... Но...

Еще с древнейших времен римлянам было понятно, что продавать жену - западло. Ну ваще западло. Но сделать ничего с властью pater familias они не могли. Так что они ввели норму: продавшему жену полагается смертная казнь. Ты, дорогой, можешь продавать свою жену, мы тебе помешать в этом не можем. И сделка будет действительной - она поступит в собственность покупателя. А тебе мы потом отрубим голову. Так что хорошо подумай.

Короче, в какое-то время желающих вступить в брак cum manu стало мало. И римские власти стали регистрировать неформальный брак, брак sine manu ("без власти" мужа), заключаемый без всякой конфарреации, только перед некоторым количеством свидетелей. [Условные] римляне подумали так: "Что такое брак? Это сожительство мужчины и женщины, которые хотят сожительствовать друг с другом, ради общей жизни и заведения общих детей". Этим этот самый неформальный брак и отличался от простого сожительства (конкубината) - рождающиеся в нем дети считались законными. То есть они, как положено в браке, "следовали состоянию отца". Если ребенок рожден в браке, он наследует состояние отца - если отец римский гражданин, то и ребенок становится римским гражданином. Если же ребенок рожден вне брака, то он - vulgo conceptus, зачат бог знает от кого, даже если его отец и мать двадцать лет прожили вместе... В таком случае он следует состоянию матери: если она - латинка, то и он латин. Если она - рабыня, то и он раб.

Первоначально, поскольку понятие manus не подразумевает разделения на власть и собственность, женщине грозила опасность - через год она поступала под власть (manus) мужа по давности владения. Поэтому она должна была, если не хотела такого результата, каждый год три ночи подряд ночевать вне дома. Таким образом, счетчик обнулялся, давность владения прерывалась и отсчет начинался заново.

Но в какой-то момент претору надоела эта канитель, когда муж, претендующий на то, что жена уже стала его собственностью (подпала под его manus), подавал иск, и жена, соответственно, должна была доказывать, что она три ночи не ночевала дома, приводить свидетелей и т.п.

Претор сказал: "Достали. Отныне будет считаться, что жена по умолчанию каждый год проводит три ночи вне дома. А если какой муж не согласен, то пусть доказывает ОН".

Таким образом, путем небольшой регулировки, "правило трех ночей" не было уничтожено или отменено, но стало совершенно бесполезным, потому что практически невозможно доказать, что жена все 365 ночей в году проводила в твоей постели.

Брак sine manu подразумевает, что два равноправных субъекта живут вместе до тех пор, пока им хочется жить вместе. Это значит свободу развода по инициативе любой из сторон. Это значит раздельное имущество. Вплоть до того, что в таком браке были запрещены подарки между супругами. То есть они объявлялись ничтожными. Они нарушали права наследников (которые, естественно, в таком браке были отдельные - у мужа и у жены, кроме их общих детей). Римские юристы обосновывали это тем, что в случае дарения между мужем и женой в выигрыше остается та сторона, которая меньше любит супруга, а это не дело.....

PS. Поправили внизу: far - это не просто мука, а мука из полбы. Честно говоря, что такое "полба", я не знаю до сих пор... А уж, казалось, и "Сказку о попе и работнике его Балде" читал...

римское право

Previous post Next post
Up