Пребывая в переходной зоне, сознание занимается генеральной ревизией давно сложившихся убеждений и представлений. Это иногда приносит неожиданные плоды.
1. Всё, что я знаю из русской поэзии, выучено исключительно со слуха, в виде текста русских романсов. Но, как выяснилось, при таком подходе некоторые акценты могут сместиться.
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег навстречу мне.
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Всю жизнь представляла именно драматическую картинку дороги: «снег навстречу мне» - значит ветрено, метель, мотив преодоления.
Пушкин же записал текст следующим образом:
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Драма пропала, но усугубилось одиночество.
2. Преподнёс сюрприз лермонтовский «Парус». Как-то по привычке в голове всегда сидела метафорическая трактовка образа, поэтому последнюю строчку «а он мятежный, просит бури» я относила насчёт дурного характера романтического героя, который вечно в поисках острых ощущений, и вместо того, чтобы заняться делом, всё ноет, что «хорошо там, где нас нет».
Оно понятно, что действительно, речь не про кораблик. Но тут до меня дошло, что он же - парус! И без ветра - обездвижен, поэтому его и просит. Что ветер - не каприз, а жизненная необходимость. А светлая лазурь и лучи солнца - причина стагнации.
Нельзя увлекаться метафорами, иначе теряешь связь с реальностью!