Иудаизм и женские вопросы

Apr 01, 2020 11:52

История ветхозаветных женщин в иудаизме осмысляется таким образом, что именно женщина ответственна за судьбу семьи и судьбу потомства. За продолжение рода и традиции. А мужчина слушается её решений
Сарра изгоняет Ишмаэля, дочери Лота принимают решение о потомстве (из их потомков моавитян происходит царь Давид). Ривка решает кто - Яков и Исав - будет первородным сыном. Леа и Рахэль воспроизводят конфликт, до того характерный для ветхозаветных братьев - любимый/нелюбимый ( Каин-Авель, Яков-Исав, Ишмаэль-Ицхак) и тоже промеж собой решают насчет первородства сыновей.
Тамар сама решает вопрос потомства в ситуации умерших мужей. При этом её образ осмысляется как «женщина-убийца», то есть такая женщина, у которой  умирает два мужа. В иудаизме такие женщины воспринимались как «санитары леса», то есть, отсеивающие ненужных, слабых мужчин, не оставляющих потомства.
Бат-Шева идёт просить о Шломо, именно она проявляет заботу о наследнике.

В иудаизме есть мотив, что в царской линии должен быть какой-то изъян. Вся линия до Давида - преступления, инцесты и всякое такое. Потому что истинный царь - только Бог, а если царем становится человек, то он должен быть как будто и не человеком, ненормальным человеком, и об этом своём изъяне царь должен понимать и помнить.

Почему женщина не может изучать Тору? Тора может восприниматься как женщина - божественная мудрость, которую Бог дал евреям. В каждом акте соития мужчины и женщины репрезентируется связь народа и Бога, и связь народа и мудрости. Поэтому, раз Тора - женщина, то изучать её могут только мужчины.
Другая точка зрения, что женщина ближе к Торе и быстро понимает то, что мужчина будет долго изучать. Это происходит потому, что женщина может совокупляться с Богом напрямую, потому что женщина, а мужчина - только опосредовано, через невесту-Тору, то есть для женщины изучение Торы - это окольный пусть к Богу.

Иудейская семья полигамна, но в 11 веке вышел запрет на 1000 лет из-за сложной экономической ситуации. Теоретически эти 1000 лет прошли. Разводы изначально были нормальны, даже по причине «разлюбил». Но потом христиане стали осмыслять Рахэль/Лею как то, что Леа - нелюбимая жена иудаизм, а Рахэль - возлюбленная жена христианство. И по закону с нелюбимой можно развестись, что Бог и сделал. В такой ситуации раввины стали оценивать разводы плохо, что они теперь нежелательны. Гомосексуальная связь не запрещена и не греховна, она просто не имеет никакой символической подоплеки в Торе, а потому со смысловой точки зрения она бесплодна.
По материалам лекции

феминизм, книжки без картинок, на подумать, вопрос, мир вокруг нас, классики и современники

Previous post Next post
Up