Jul 20, 2019 14:49
Понятно, что человека отличает от животного как минимум осознание собственной смертности. Не отсюда ли тема жертвоприношений в религиозной сфере? То есть, волк, который ест овцу, не понимает, что он её убил, отнял жизнь. Человек, убивающий для своего пропитания, должен был уже на ранних стадиях осознавать, что он именно убивает. Тут один из корней конфликта человека с самим собой, с собственной природой, чувство собственной непреходящей вины (тот самый первородный грех?): я убиваю, но не могу не убивать. Должен был возникнуть какой-то механизм компенсации. Мотив вечного круговращения жизни, мотив лесных предков, которым надо отдавать часть умершего зверя.
Но главное - это мотив осквернения/очищения, которым пронизаны все религиозные системы.
Чтобы жить - нужна жертва, чтобы человеку почувствовать себя человеком он должен совершить нечто ужасное (вернее, осознать, что творит ужасное), пожертвовать чем-то ценным (чувством собственной непогрешимости?)
Сейчас нам понять это сложно. У меня совместилась картинка, когда информация о правилах жертвоприношений у древних греков (они убивали жертвенных животных своими руками, причем все поголовно) наложилась на случайную фразу деревенского человека о том, что когда живешь с курочками и овцами, то убивать их потом… ну как то…
В общем, тут какой-то экзистенциальный важный момент. И у древних, он, видимо, переживался гораздо острее, чем у нас. И смыслы ритуалов были на поверхности, и ритуалы были жизненно необходимы для душевного здоровья, вероятно.
Ну далее, понятно дело, можно раскручивать тему до бескровной жертвы евхаристии, о жертве богу самого себя в лице Христа и т.д….
история,
на подумать,
трансцендентное,
мир вокруг нас,
метанойя,
античность