Mar 02, 2008 17:16
Обозревая интерьеры Большого зала консерватории с высоты второго амфитеатра, епископ Кошернский задумчиво произнёс: «Не мешало бы прошерстить эти портреты…».
Идея была встречена с энтузиазмом мною и сидевшим рядом Серёжей Михеевым, и тут же родила жаркий спор о том, кто же из великих более достоин…
Итак, напомню. По стенам Большого зала развешаны 15 портретов великих композиторов. В настоящее время это выглядит всё примерно так:
Сцена
Н. Рубинштейн
Чайковский Глинка
Бетховен Бах
Мусоргский Моцарт
Шуберт Даргомыжский
Шуман Римский-Корсаков
Шопен Вагнер
А. Рубинштейн Бородин
В процессе спора вспомнилось, что современный вид зал принял лишь в 1953 году. Тогда заменили четыре портрета. Старые считались утерянными много лет, пока в год 100-летия Большого зала два из них не были найдены. Теперь они висят в холе Большого зала, и на них - Мендельсон и Гайдн.
С.Михеев - «Гайдна я бы однозначно вернул…»
Я - «Генделька-то не хватает….»
Епископ - «Что здесь делает А.Рубинштейн - непонятно совершенно. В топку Питер его!».
Запрос по Яндексу показал, что ещё два первоначальных (и утерянных) портрета содержали изображения Генделя и Глюка…
Таким образом, выяснилось, что изначально на портретах были 10 австро-немецких авторов - Бетховен, Бах, Мендельсон, Моцарт, Гайдн, Шуберт, Гендель, Глюк, Шуман, Вагнер, и только 4 русских - Чайковский, Глинка, Бородин и А.Рубинштейн (считая, что Н.Рубинштейн помещён на основании «родителя» консерватории).
Именно этот факт не понравился Сталину: какого хрена - закричал он в разгар борьбы с космополитизмом - у нас на стенах «русской гордости» висят нами же побеждённые австрияки с немчурами? Русских в студию!
Равновесие было достигнуто: на стены водрузили Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и…. ну да, привет братьям-славянам, - Шопена!
Прошло 50 лет. Молодые музыканты 21 века спорят о том, кого же теперь надо разместить на стенах.
Продолжение следует...
вопрос,
консерватория,
друзья,
музыка