Россия, ПФО, Нижний Новгород, 31 мая, финансовый блог «Правый разворот»
Министерство финансов нашло, наконец, способ помочь муниципальным бюджетам. Вернее, в федеральном ведомстве поняли, кто должен помогать местному самоуправлению: это граждане, которые смогут сами с себя собирать деньги при помощи механизма самообложения. Осталось только чуть-чуть подправить закон, чтобы самооблагаться стало удобнее, пишет Полит.ру
Сейчас процедура самообложения описана сразу в двух законах: в Бюджетном кодексе и в законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно этим актам, любое самообложение должно иметь несколько признаков. Во-первых, решение о самообложении должно быть обязательно принято на референдуме или общем сходе граждан. Во-вторых, платеж может быть только разовый. В-третьих, деньги должны идти на строго определенные цели. В-четвертых, величина платежа должна быть одинакова для всех жителей муниципалитета. Допускается уменьшить размер платежа для «отдельных категорий граждан», общая численность которых не должна превышать 30% от общего населения.
По данным Министерства финансов, в 2014 году механизм самообложения применялся почти в 1,5 тысячах муниципалитетах, в то время как в стране их больше 23 тысяч, то есть всего 6,5% муниципалитетов решились на использование столь экзотического для России способа пополнения бюджета.
В Государственной Думе даже придумали способ улучшить механизм самообложения граждан. Председатель профильного комитета Виктор Кидяев предложил разрешить вводить обложение жителей только в одном населенном пункте. Дело в том, что в сельском поселении может быть две, три деревни и даже больше, «и если надо почистить колодец в одном селе, то нет смысла агитировать за это жителей другого», - резонно заметил депутат.
В России, однако, проблемы с самообложением не заканчиваются сложностью с установкой границ. Главная проблема в том, что взносы все жители той или иной территории должны платить одинаковые, а эффект от них всегда распределяется неравномерно. Например, сбор средств на строительство детской площадки очевидно выгоден родителям и молодым семьям, но совершенно безразличен многим другим гражданам. В результате референдум может провалиться, хотя некая группа населения и могла бы взять на себя большую часть расходов, но ей этого не позволяет закон.
А, например, благоустройство территории и строительство инфраструктуры увеличивает стоимость недвижимости, но если за него платят все граждане одинаково, то получается, что на бедных относительная нагрузка больше, чем на богатых. Такая дилемма во многих странах решается, например, возможностью на местном уровне разово увеличить определенный налог, например на имущество - благодаря этому богатые собственники дорогих земельных участков заплатят больше, чем жители маленьких домов. Но в России такой механизм законом не предусмотрен.
Еще одна проблема - стоимость проведения самого референдума. В Ленинградской области, например, проведение выборов обходится в 100 рублей на зарегистрированного избирателя, это же типичная сумма, которую уплачивают граждане в бюджет в результате самообложения. Самый простой выход - совмещение референдумов с какими-либо выборами, но они проходят не так часто, как многим хотелось бы. Зато совмещение решает проблему с явкой: для успеха на референдуме должно проголосовать большинство избирателей, столько к урнам в день выборов в России приходит нечасто.
Впрочем даже в России есть регионы-рекордсмены в вопросах самообложения. Конкретно - Кировская область, местные чиновники даже проводят семинары для своих коллег из других областей и республик, потому что большего опыта в самообложении никто в России не имеет.
Вопрос о самообложении сделал своей «фишкой» губернатор-демократ Никита Белых, которого в начале 2009 назначил начальников Кировской области Дмитрий Медведев. Действительно, что как не самообложение может являться идеалом народовластия.
В 2014 году самообложение введено в 91 поселении Кировской области, это почти четверть от всех муниципалитетов региона. С граждан было собрано почти 5,5 млн рублей - немаленькая сумма для достаточно бедной Вятки. Но это далеко не рекорд: в 2011 году муниципалитетам удалось собрать более 15 млн.
На каждый собранный с граждан рубль область добавляет свои средства, в 2014 году это были 1,5 рубля. Логика областных властей достаточно проста: во-первых деньги пойдут именно на туда, куда хотят сами граждане, а во-вторых, можно будет особо не контролировать расход средств, вместо контрольно-ревизионно комиссии это сделают сами граждане. «Главы поселений, где введено самообложение, постоянно говорят о том, что работать стало сложнее: "На улицу не выйдешь - за рукав дергают и спрашивают, как деньги потратил"», - писал Белых в одной из своих статей в 2009 году, через несколько месяцев после назначения на губернаторский пост.
Вообще федеральные власти уже давно ищут скрытые резервы для финансирования муниципальных бюджетов - перераспределять существующие налоги в пользу регионов и поселений в центре никто не собирается.
Ранее предполагалось, что новым главным ресурсом муниципальных властей станет налог на недвижимость. Сейчас для расчета налоговой базы используется оценка стоимости бюро технической инвентаризации, основные правила которой написаны еще в 1960-х годах. В итоге, например, за 100-метровую квартиру в центре Москвы собственники могут платить 500 рублей в год, а за скромную двушку на окраине - несколько тысяч. Благодаря реформе вскоре собственники начнут платить налог, исходя из кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной.
Но в результате кризиса и сокращения реальных располагаемых доходов населения вполне вероятно, что далеко не везде осмелятся ввести заметный налог на недвижимость - итоговую ставку, согласно закону, определяет муниципалитет. Так что в качестве экстренной меры самообложение граждан действительно может пригодиться.
Другое дело, что решиться на запуск процедуры самообложения могут только действительно смелые руководители. В той же Кировской области были случаи, когда главы поселений уходили в отставку из-за того, что жители начинали контролировать каждую бюджетную копейку. Сельское поселение, по своей природе, объединяет не так уж и много людей, в случае плохой работы администрации жители могут пойти и на серьезные способы выражения недовольства, в том числе и те, что прописаны в Уголовном кодексе.
ИЛЬЯ КАРПЮК, Полит.ру