Музей российских железных дорог. Обновление

Nov 06, 2017 08:14

В 2017 году у российских железных дорог юбилей - 180 лет. Круглой дате приурочено открытие большого музея в Санкт-Петербурге. Хотя музей существовал и раньше на разных площадках, несколько раз переезжал, но теперь получил новую дислокацию на базе бывшего локомотивного депо Балтийской железной дороги, которое было полностью реконструировано.



Фото 1. Музей находится возле Балтийского вокзала

Открытие музея состоялось 30 октября. Событие освещали большинство СМИ, не забыв сообщить, что до января посещение музея будет бесплатным для всех посетителей.
Так, например, газета "Гудок" опубликовала материал с пафосным названием "Эрмитаж стальных магистралей". И попала тем самым в точку - в первый же уикенд после открытия, перед музеем выстроилась толпа желающих в точности как перед знаменитой эспозицией в Зимнем дворце в разгар школьных каникул. На момент нашего посещения очередь перед входом растянулась метров на 200, причём, как оказалось, это ещё не предел - когда мы во второй половине дня вышли из музея, хвост очереди вырос уже до площади перед Балтийским вокзалом.



Фото 2. Очередь перед входом

К счастью, очередь двигалась быстро, и уже через 20 минут мы вошли в музей.
Экспозиция музея выстроена в хронологическом порядке. Сначала попадаем в крытые павильоны, где расположились наиболее старинные и ценные экспонаты. Всё сделано красиво и современно. О допотопных табличках с печатным текстом можно забыть - везде установлены панели с тачскрином, с которых можно получить информацию о том или ином локомотиве или вагоне.



Фото 3. Первый зал посвящен обзору истории железных дорог России



Фото 4. Современные информационный панели с тачскрином



Фото 5. Старинный пассажирский вагон



Фото 6.

Информацию об экспонатах можно получить не только с интерактивных панелей, но и традиционным способом - на полу перед экспонатами крупно сделана надпись с информацией. Главное дождаться, чтобы на ней никто в это время не стоял..
Потому что народу пришло не просто много, а ООчень много. Мне приходилось проявлять чудеса выдержки и терпения, чтобы поймать момент, когда экспонаты никто не загораживает, и когда все наконец-то слезут с них.



Фото 7. Пример информации



Фото 8. Кругом толпы!

Да-да, слезут! Вообще-то кругом таблички запрещающие развешаны - их невозможно не заметить. Ну, ладно бы только дети - им проще разрешить обуздать как-то неуёмную энергию. Но я видел культурностоличных жителей всех возрастов - чуть ли не в очередь выстраивались, чтобы залезть на площадку паровоза или вагона.



Фото 9.

Вот парень пытается что-то открыть на паровозе.. Глаз да глаз надо за такими посетителями! Надеюсь, когда посещение музея станет платным, с этим будет строже.
Думаю, тогда вообще здесь столько народа не будет набиваться, как в эти выходные.



Фото 10.

Очень интересно сделана интерактивная карта истории развития железных дорог России - выбираешь период, и на панели отображается схема железных дорог того периода.
Опять же из-за наплыва посетителей, у меня, к сожалению, не было возможности покрутить эту интерактивную карту. А так вообще, можно довольно долго стоять и изучать историю развития отрасли.



Фото 11. Интерактивная карта истории развития железных дорог России

Технический железнодорожный музей, особенно исторический, пожалуй, нельзя себе представить без паровозов. Но устроители вновь открывшегося музея пошли дальше! Здесь есть паровоз в разрезе - мужчины, которые в детстве любили узнавать, из чего сделаны игрушки, наверняка оценят эту огромную "игрушку". Топочное отделение, котёл, тендер - можно посмотреть, изучить и впечатлиться.



Фото 12. Натуральный макет паровоза серии "Э" в разрезе

Вообще, паровозы, это, я считаю, наиболее живописные экспонаты музея. Есть в них какая-то притягательная сила, веет романтикой. У меня к паровозам особое отношение - мой дед всю жизнь проработал на Кемеровской железной дороге, став настоящей легендой. Водил и паровозы, конечно. Открывал движение электричек в Кузбассе. Помню, в детстве мой дед иногда водил меня в депо, показывал различные локомотивы, много и интересно рассказывал.
Здесь, в музее я всё искал глазами паровоз серии "Ку", прозванный железнодорожниками "Кукушка", о котором мне мой дед в своё время рассказывал. Но, нет, такого экземпляра здесь не оказалось. Зато есть паровоз серии "Л" - на таком точно мой дед работал.



Фото 13. Паровоз серии "С" на поворотном круге. Кстати, круг действующий



Фото 14. Идеалы ушедшей эпохи



Фото 15. Паровоз серии "Л" - на подобном работал мой дед



Фото 16.



Фото 17. Уникальный бестопочный паровоз постройки 1925 года. На нем нет топки, и, соответственно, дымовой трубы тоже нет. Фактически, агрегат представляет собой огромный баллон со сжатым горячим пáром, который периодически нагнетался из внешнего источника. Такие паровозы работали в условиях высокой взрыво- и пожарной опасности



Фото 18.



Фото 19.

Один из самых старых паровозов в экспозиции - это легендарная "Овечка", паровоз серии "Ов". В дореволюционной России такие паровозы были широко распространены. Выглядит очень мило, как будто паровозик из мультика.
Примечательно, что аналогичный паровоз до сих пор существует на Октябрьской железной дороге в исправном состоянии, и часто снимается в кино. Последняя его "роль" - в скандально известной "Матильде".



Фото 20. "Овечка" - паровоз серии "Ов" постройки 1902 года

Но большинство техники, представленной в музее, конечно, из советского периода. Как паровозы, так и пришедшие им на смену тепловозы и электровозы.
Есть и вагоны, цистерны, спецтехника.
Причем, часть этой старины я ещё помню в деле. Например ВЛ-23 были распространены на Западно-Сибирской ж/д на дистанциях пути с постоянным током. Бегали по стальным путям вплоть до середины 90-х. Те "рабочие лошадки" выглядели, конечно, не так красочно, как музейные образцы, но облик их узнаваем.



Фото 21. Советские электровозы.



Фото 22. Цистерна



Фото 23. Мотриса



Фото 24. Тоже очень редкий экземпляр - довоенный маневровый тепловоз



Фото 25.



Фото 26.



Фото 27. Механическая ручная дрезина



Фото 28. Скоростной пассажирский электровоз ЧС-200 - такие работали на линии Москва-Ленинград

Тепловоз ТЭ3, прозванный железнодорожниками "Ласточка", был самым ходовым на неэлектрифицированных участках Турксиба и Транссиба. Такие я тоже хорошо помню. Их начали выпускать в начале 50-х.
Фактически, именно тепловозами серии ТЭ осуществлялся переход от паровой тяги к дизельной и электрической.
И, хотя выпуск таких тепловозов прекращен ещё в 70-х, не удивлюсь, если где-то в республиах Средней Азии и Закавказья такие тепловозы трудятся до сих пор.



Фото 29. Тепловоз ТЭ3

Не оставлена без внимания в музее и военная тема.
Всё-таки в том, что Советские войска выиграли Отечественную войну у фашистских агрессоров, была немалая заслуга и железнодорожного транспорта.



Фото 30. Инсталляция "Погрузка раненого"



Фото 31. Военная "теплушка"

Выходим на улицу.
На открытых площадках музея выставлена в основном железнодорожная спецтехника, маневровые тепловозы.
Есть такие экспонаты, которые ещё совсем недавно работали.



Фото 32. Маневровый тепловоз



Фото 33. Тепловоз-генератор



Фото 34. Спецтехника для ремонта электрических сетей



Фото 35.



Фото 36. Почти современник..



Фото 37. Хорошие были электрички!



Фото 38.



Фото 39.

На особом месте - уникальная сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12 с орудиями с затонувшего линкора "Императрица Мария". В 1930-е годы в СССР было построено около двух десятков таких установок. В то время это было грозное оружие: мощный боевой заряд, дальность стрельбы 35 км, мобильность, позволявшая совершать манёвры незаметно для противника. Арт­установки предназначались в основном для борьбы с кораблями и входили в состав береговых частей ВМФ.



Фото 40. Железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12



Фото 41. "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути"

Ну, и, наконец, один из самых главных экспонатов - мобильный железнодорожный ракетный комплекс "Ядерный щит" с макетом баллистической ракеты в предпусковом состоянии. В свёрнутом виде не отличишь от обычного вагона-рефрежиратора. Однако начинка весьма горячая! Это чтобы наши "западные партнёры" не забывали - если что не так, капец вам!..



Фото 42. Маленькие дети в колясках могут спать спокойно, пока у нас есть такие "рефрежираторы"

На этом всё.
Музей, конечно, очень понравился! Будете в Питере - рекомендую сходить. После новогодних каникул посещение музея будет платным, но, я не думаю, что это должно останавливать - планируемая цена билета для взрослого составит всего 200 рублей, также есть семейные билеты с небольшими льготами.
Сам собираюсь повторить визит, когда ажиотаж вокруг вновь открытого музея стихнет, и, я надеюсь, в павильонах станет пусто и гулко, та что можно будет подробнее всё рассмотреть.
Сайт музея: http://rzd-museum.ru/

паровозы, СПб, отзыв, музей железных дорог

Previous post Next post
Up