"Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать" (Спиноза).
Александр Тарасов в
комментарии к весьма ценному самому по себе письму жительницы Одессы употребляет термин "российский субимпериализм". Этот же термин использует другой левый теоретик, относящийся, казалось бы, к совершенно другой традиции - Александр Харламенко. Вот что он
пишет: "Субимпериалистической можно назвать крупную страну со своим частным и государственным монополистическим капиталом, которая осуществляет экспорт капитала и претендует на собственные сферы влияния, но сама в гораздо большей степени остается зависимым придатком подлинно империалистических метрополий, объектом экспорта их капитала и их военно-политической экспансии. Между субимпериалистической страной и собственно империалистическими метрополиями существуют объективные противоречия, при определенных условиях делающие ее союзником или попутчиком революционно-антиимпериалистических сил. Но эти противоречия не могут получить прогрессивного разрешения без революционного преобразования общества".
Мне кажется, это описание довольно-таки точно подходит к нынешней ситуации. Если принять эту терминологию, тогда мы видим конфликт не межимпериалистический конфликт в чистом виде, как это было в Первую мировую, а борьбу империализма западного с субимпериализмом российским. Причём в этой борьбе последний занимает явно обороняющуюся позицию. Отсюда и двойственность нынешней ситуации. С одной стороны, вмешательство России прогрессивно постольку, поскольку оно содействует сдерживанию наиболее отмороженных ультраправых элементов. С другой стороны, оно же реакционно в той мере, в которой в нём отражается стремление правящих кругов вырасти в полноценного империалиста. Скорее даже не в самих действиях в Крыму - по сравнению с тем, что творили Штаты в иных странах, это вообще образец... вежливости ;) - а в потенциале. В откликах определённых кругов это чётко видно: "ура, мы утёрли нос Америке, мы почти такие же крутые, как они! почему им можно, а нам нельзя?" и т.д. Нельзя игнорировать ни одну из этих двух сторон вопроса.