Эпоха «Красной Вены»

Feb 04, 2014 05:57

Оригинал взят у joeck_12 в Эпоха «Красной Вены»
И архитектура "социальной утопии".

Эпоха «Красной Вены» длилась недолго - с 1919 по 1934 годы, но она изменила облик города и оставила после себя многочисленные памятники из камня и бетона, самый известный из которых - Карл-Маркс-Хоф (двор Карла Маркса) - самое длинное жилое здание в мире - почти 1,2 километра.



Карл-Маркс-Хоф (далее сокращено КМХ) со стороны метро.

Просто невозможно найти наземную точку, чтобы сфотографировать это гигантское здание по всей длине. КМХ простирается на несколько кварталов, «сквозь» него проходят четыре улицы.







Немного истории....

В результате выборов в городской совет Вены в 1919 году к власти в городе пришли социал-демократы. И хотя вся остальная Австрия оставалась «черной» (под властью христианских-демократов), красные решили начать строительство социализма в одном отдельно взятом городе. Внимание: под «красными» подразумеваются социал-демократы, а не коммунисты (последние никогда не были у власти в Австрии).

Своей основной задачей социалисты считали улучшение жизни трудящихся слоев населения. К проектам в социальной сфере, которые были успешно осуществлены в эпоху «Красной Вены», относятся введение в Вене бесплатного медицинского обслуживания, создание сети детских садов, женских и детских консультаций, общественных спортивных сооружений, бань, приютов. В школах дополнительно были оборудованы медицинский пункт, столовая, при этом бесплатно раздавали молоко. Каждому новорожденному от муниципалитета выдавался пакет с пеленками, «чтобы больше ни одного венского ребенка не заворачивали в газеты».

Одной из самых приоритетных задачей социалистов было решение жилищной проблемы в городе. Ситуация с жильем после первой мировой войны приобрела просто катастрофические размеры. Сотни тысяч венцев из бедных слоев ютились в переполненных доходных домах, часто в антисанитарных условиях. Туберкулез был самым обычным делом и назывался в народе «венской болезнью».

Социалисты не стали уплотнять или выселять буржуев из их домов и квартир. Они решили построить «идеальные дома» для рабочих. Чтобы собрать средства на строительство, «красные» власти ввели ввели дополнительный налог, так называемый «налог на роскошь». К элементам роскоши относилось наличие прислуги, собственного автомобиля, лошади для верховой езды, виллы, посещение дорогих ресторанов, кабаре, борделей, покупка мехов, икры, шампанского и др....Девиз тех лет был «Богатые должны платить!». Таких образом было собрано около 60% средств на социальные проекты.
.
Эпоха Красной Вены - это было время грандиозных строек по всему городу. Строительство обеспечило много рабочих мест. Всего за время Красной Вены было построено около 65 тыс муниципальных квартир и обеспечено жильем около четверти миллиона трудящихся венцев.

Эпоха «красной Вены» была свидетельством того, что диктатура пролетариата была возможна более-менее  демократическим путем.

Вся остальная Австрия с опаской посматривала в сторону Вены - на «очаг красной заразы» (что в конце концов закончилось гражданской войной 1934 года).

Строительство КМХ (самого известного здания той эпохи) продолжалось 3 года. На момент торжественного открытия здания в 1930 году в нем было 1392 квартиры для примерно 5500 жильцов. В настоящее время количество квартир в КМХ сократилось, потому что многие квартиры объединены - например, две в одну.




КМХ в 1930 году

Это был «город в городе», со своей инфраструкторой. В нем была прачечная, баня, 2 детских сада, кабинеты врачей, магазины, почта...

Один из двух детских садов в здании КМХ:




Магазины на первых этахаж с внешней стороны жилого комплекса:




КМХ производил впечатление средневековой крепости, которая своими гигантскими размерами символизировала триумф рабочего движения. Синие "трубы" вверху - это флагштоки для национальных флагов, которые вывешиваются на 1 Мая и День Независимости.




Такая большая длина КМХ обусловлена в первую очередь формой земельного участка, который венский муниципалитет приобрел в собственность для застройки. Именно исходя из формы участка архитекор Эн осуществлял свой замысел.



(вид cверху - видна основная часть КМХ, но  без крайних корпусов)

КМХ состоит из нескольких примыкающих друг к другу жилых корпусов и нескольких внутренних дворов. В торце каждого двора находятся различные объекты инфраструктуры.

Прачечная самообслуживания во дворе КМХ:




Подьезд:




Пафосный стиль КМХ воплощает в себе некую идею коммуны, идеального дома для рабочего класса.

Средняя площадь квартиры составляла 40 кв м (самые большие квартиры имели площадь 60 кв м). Это две комнаты, кухня и туалет. Новшеством того времени было то, что кухня была вынесена в отдельное помещение. До этого в квартирах венской бедноты кухня была чаще всего в коридоре у входной двери и проветривалась через открытую дверь.

Ванные комнаты для каждой квартиры в изначальном варианте не были предусмотрены (вероятно, по финансовым причинам). Вместо них во дворе КМХ имелась общественная баня для жильцов с 6 десятками душевых кабин и 2 десятками ванн.

Потом многие жильцы сами сделали себе душевые кабины в квартире. И только в ходе генерального санирования КМХ в 80х годах каждая квартира получила отдельную ванную комнату.

Плата за аренду муниципального жилья не должна была превышать 10% от дохода рабочего. В случае болезни или безработицы размер аренды значительно снижался.

Не могут не броситься в глаза элементы «югенд-стиля» (арт нуово, модерн). И это не случайно - архитектор Karl Ehn был учеником знаменитого Отто Вагнера.

Убирают листья во дворе:




Окна







Один из внутренних дворов КМХ:




Другой внутренний двор:




Арка с воротами во двор:




Передний фасад со стороны:



Площадь перед главным фасадом КМХ носит название Площадь 12 февраля - в честь трагических событий 1934 года, когда в ходе гражданской войны сотни рабочих забаррикадировались в разных муниципальных жилых домах города, сражаясь с «черной» полицией и армией. Силы были неравные, почти все восставшие погибли или были казнены.
Мемориальная доска в память о тех трагических событиях.




Вот так выглядел КМХ после взятия его штурмом 12 февраля 1934 года .




Поражение в гражданской войне 1934 года ознаменовало собой конец эпохи Красной Вены. К власти пришла диктатура "сословного государства", которая представляла интересы буржуазии и землевладельцев. Эра «сословного государства» длилась 4 года - до 1938 года, когда к власти в Австрии пришли нацисты. При нацистах социальное жилье не строилось.

С приходом нацистов «неарийские» жильцы были выселены из КМХ и стали впоследствии жертвами Холокоста. Мемориальная доска в КМХ с их именами:




КМХ был переименован и получил свое название назад лишь в 1945 году. Программа социального строительства в городе была продолжена в 50-х годах.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ЭПОХИ "КРАСНОЙ ВЕНЫ".

Вот еще один символ «красной Вены» - Ройманн-Хоф (двор Ройманна). Назван в честь Якоба Ройманна - мэра города эпохи «красной Вены».




Летом перед фасадом бьют фонтаны:










Внутренние дворы Ройманн-Хофа:










Подъезд (мне кажется, очень похоже на сталинские дома в центре Москвы):







Это стиль в архитектуре еще называют «архитектурой социальной утопии».

Разумеется, не все жилые дома времен «Красной Вены» обладают масштабами Карл-Маркс-Хофа и Ройманн-Хофа. Большинство домов из эпохи Красной Вены менее пафосные. Но площадь квартир и качество жилья во всех подобных домах примерно одинаковые. Это до сих пор часть фонда социального жилья от городского муниципалитета

Еще одно здание той эпохи (тоже с внутренними дворами и инфраструктурой внутри)




Почти все здания эпохи Красной Вены несут в себе элементы югенд-стиля. И это неудивительно, ведь архитекторами этих зданий были ученики знаменитого Отто Вагнера, «знаменосца» этого стиля в арихектуре..







И напоследок тоже один домик из времен «Красной Вены», который мне очень нравится своим мистически-сказочным стилем и фресками.

Называется этот дом «Фогельвайдхоф» (двор Фогельвайде - по имени знаменитого менестреля в раннем среденевековье). В народе называется «Сказочный двор».

Арка с мозаичным полом:




На потолке арки множество фресок с сюжетами, воспевающими различные рабочие ремесла:




Внутренний двор:







Один из подъездов:




Вид снаружи:



искусство, социализм, история, европа, левые

Previous post Next post
Up