Отличная статья!

Oct 26, 2012 05:00

Оригинал взят у wsf1917 в Благополучие в кредит

Николай Соснов

Кто больше всех способствует деградации российского общества в целом и сферы образования в частности?

Наша группа «В контакте» проводила недавно опрос на данную тему. Ответы предлагались разные. Наибольшей популярностью (две трети голосов) пользуются ответы, возлагающие основную вину на государство в лице Путина, министра образования или правительства в целом. Многие винят учителей, директоров школ и даже «тупых» школьников. Лишь 7 человек выбрали вариант «трусливые родители». Думаю, что среди выбравших его нет ни одного реального родителя. Это неудивительно, самокритика несвойственна человеку по природе. За общественную инертность и политическую апатию родителей школьников ругают в основном активисты всевозможных движений и партий.



А виновата ли родительская общественность? Тысячи родителей по всей России участвуют в борьбе за бесплатное и качественное образование. Тысячи, а миллионы молчат. Почему?

В ходе текущей предвыборной кампании удалось побеседовать примерно с двумя десятками родителей владивостокских школьников. Помимо прочего всем задавалось три вопроса: что Вам не нравится в существующей системе образования? Какие улучшения необходимы системе образования в первую очередь? Что Вы лично готовы сделать для этого? Последний вопрос самый важный. Большинство ответило на него стандартно: времени нет, не мое дело, подписать-помитинговать - предел решительных действий. Трое дали развернутые аргументированные ответы. Их истории о многом заставляют задуматься.

Юлия, 27 лет, образование среднее профессиональное, пекарь, мать-одиночка, зарплата 16 тысяч. Живет с родителями-пенсионерами и воспитывает сына-второклассника.

Юлию встретил во дворе многоквартирного дома во время сбора наказов. Завязалась беседа сначала о жилищно-коммунальных проблемах, потом перешли на вопросы образования. Больше всего Юлию беспокоит необходимость сдавать в школу деньги на различные нужды. Посчитали вместе - вышло за год тысяч пять «на то, на се». Сумма вроде и небольшая, но для семьи из четырех человек с совокупным годовым доходом менее 300 тысяч довольно ощутимая.

О будущем Юлия не думает. Если школа станет полностью платной, планирует ужаться, пойти на подработки. Одну-две тысячи рублей в месяц она могла бы выдюжить, но не больше. Если потребуется больше, то выход из ситуации будет только один: удачно выйти замуж. Сделать это простенькой женщине в возрасте под 30 с неброской средней внешностью и ребенком на руках значит поистине совершить подвиг.

За политической борьбой Юлия особенно не следит, однако в курсе последних событий в стране. Ее мир не ограничивается рамками «мыльных опер». И не в пример хитромудрым интеллектуалам свою позицию она формулирует четко и предельно ясно: не хочу рисковать достигнутым. Юлия прекрасно сознает неотвратимость грядущей катастрофы, но сознает так же, что некому будет позаботиться нормально о сыне, если с ней что-нибудь случится сейчас. Ее кредо сознательно или случайно повторяет кредо героини романа «Унесенные ветром»: «Я подумаю об этом завтра».

То же самое мне сказал и Степан, правда, в несколько иной форме: «Давайте решать проблемы по мере их поступления». Степан, 31 год, образование высшее гуманитарное, старший продавец-консультант магазина бытовой техники, женат, дочь в этом году идет в первый класс.

Разрешать жизненные проблемы Степан умеет. К 31 году у него стабильная работа, позволяющая кормить семью, однокомнатная квартира в собственности (унаследовала жена), подержанная, но вполне сносная машина. Дочь сыта, ухожена, одета, обута и готова к учебе. В ближайших планах: покупка нового холодильника. В планах более отдаленных: недельный семейный отпуск в Китае. Капитальная цель: к 2014 году купить новую и действительно хорошую машину.

Жена Степана с недавних пор работает кассиром в супермаркете, семейный доход растет. В перспективу отмены бесплатного образования Степан не только верит, но и считает такую отмену явлением неизбежным. Позицию свою определяет примерно так: «Впереди паровоза не бегу. Придется платить - попробую платить. Не получится по деньгам - тогда возможно вы меня и увидите в своих рядах. А пока дочке больше пользы от меня будет, если не стану высовываться лишний раз».

Не хочет высовываться и Алексей, 35-летний отец двоих школьников восьмого и пятого классов. Причина, однако, у него иная, чем у Степана. Алексей считает, что сыновья успеют еще доучиться бесплатно. Что будет потом с внуками, его не особо волнует: «Это будет для сыновей задача. Моя задача - вырастить детей. Пока справляюсь».

Действительно, Алексей справляется успешно. Он работает в строительной отрасли, зарабатывает очень неплохо по своей собственной оценке. Жена сидит дома, полностью посвятила себя семье. Семья Алексея - типичный продукт путинской «стабильности». Тем не менее, оба супруга в декабре голосовали за КПРФ, а в марте - за Зюганова. Впрочем, Алексей не считает КПРФ выразительницей своих взглядов, у него их просто нет в определенно сформулированном виде.

За КПРФ голосовали и Юлия и Степан. На митингах оппозиции, однако, их не было. Не было не только из-за страха получить дубинкой или отсидеть несколько суток, не только из-за неверия в возможность что-то изменить, но и по причине банальной занятости. «Работать надо, времени нет по митингам шляться» - сказал мне Алексей.

Да, работать надо, чтобы выжить, воспитать детей, обеспечить приличный уровень в обществе все более дорогого образования и здравоохранения, все более высоких цен и тарифов. Вечная гонка одинокой белки в колесе. Нет времени подумать нормально о будущем даже детей, не то что внуков и правнуков. Самый дальний прицел у Алексея - « через несколько лет накопить денег на переезд и свалить из Рашки». У Степана и Юлии нет и такой идеи, они живут днем сегодняшним.

Временное (на одно-два поколения) индивидуальное снятие остроты проблем, которые для своего действительного и окончательного решения требуют согласованных коллективных усилий - такова жизненная философия потомков героев революции и гражданской войны, творцов нового мира, победителей гитлеровского фашизма. Обезболивающее вместо хирургии, благополучие для себя лично в кредит сегодня вместо тяжелой борьбы за лучшее будущее для всех завтра - вот стиль жизни среднего российского трудяги.

Только не надо гнилых помидоров в адрес автора статьи, не надо упреков и патетических восклицаний о необходимости растить и воспитывать детей здесь и сейчас. Надо конечно их растить и воспитывать и трудиться ради них, никто с этой истиной и не пытается спорить. Но давайте оглянемся немножко назад во времени. Что, бойцы гражданской войны и ударных строек коммунизма не рожали и не воспитывали детей? Или, может быть, от этого отказались солдаты Великой Отечественной и их жены? Люди, совершившие неслыханные трудовые подвиги и спасшие нас всех от участи немецких свинопасов, жившие в бедности и бытовых неудобствах, рожали много и воспитали отнюдь не никчемных сыновей и дочерей.

Патентованные специалисты конечно разъяснят, что дело тут в различных демографических моделях и типах воспроизводства, предоставят выкладки и исследования о городской и деревенской культуре, распишут подробно и красиво как, что и зачем. Все это верно, но давайте не будем лукавить и прятать за покровами из научных терминов правду: наши предки не жили в кредит. Все их достижения и поражения были плодами их тяжкого труда и их собственных ошибок и недочетов. Потомкам на много поколений вперед они стремились оставить общенародный счет с положительной суммой, а не долги и проценты в виде постоянного ухудшения социального положения.

Наше поколение живет для себя (максимум для детей) и живет в долг. Мы взяли кредит стабильности у системы на условиях лояльности и тяжкого труда. Проценты будут платить дети и внуки в виде платного образования и здравоохранения, ликвидации социальных гарантий, рабского труда за гроши. Мы не способны к солидарной борьбе, тем более не способны приносить жертвы во имя будущего. Нет, мы конечно можем во многом себе отказать ради детей, но не во всем. Пахать по 14 часов в сутки, зарабатывая на оплату ипотеки, модные гаджеты, загранпоездки или просто, чтобы покушать и скопить денег на учебу ребенка в вузе - это да. Рискнуть карьерой, свободой, здоровьем, жизнью ради будущего детей и внуков - нет, не будем. Будущее будет, а мы живем настоящим и только.

Поэтому каждое новое поколение наших потомков начнет в худших условиях, чем предыдущее. Упорная работа десятков миллионов из нас обеспечит процветание сотням детей, достойную жизнь тысячам, сносное существование сотням тысяч. А миллионы станут жить хуже потому что индивидуальные стратегии выживания позволяют одному подняться на вершину пирамиды лишь тогда, когда десятеро скатятся к ее подножию.

Индивидуальные стратегии выживания и успеха пропагандируются в нашей стране как необходимый для усвоения ментальностью россиянина продукт западной культуры, продукт полезный и нужный. Хорошо, можно сказать, что они были отлично усвоены нашими согражданами в 90-е годы. Но исключают ли индивидуальные стратегии солидарную борьбу?

Совсем недавно в канадской провинции Квебек студенты добились падения правительства, которое пыталось навязать резкое повышение платы за учебу в высших учебных заведениях. Под давлением продолжавшихся с февраля бурных протестов, либеральный кабинет во главе с премьер-министром Шаретом вынужден был пойти на проведение досрочных выборов, в надежде получить мандат на силовое подавление студенческой стачки. И проиграл

Был бы у нас реальный студпрофсоюз хотя бы в миллион членов, российское правительство бы почесалось. Да что студпрофсоюз! Если бы удалось создать организацию в защиту бесплатного образования численностью в полмиллиона организованных человек с отделениями во всех регионах, реформа бюджетных учреждений была бы уже остановлена. Мы в каждом регионе собирали бы стотысячные митинги. Но увы! В целом в движении за бесплатное образование участвует несколько десятков тысяч человек, из них лишь пара тысяч состоят в реальных ячейках каких-либо организаций.

Мы не канадцы. Мы - народ, спасший мир от фашизма и проложивший дорогу в космос. Вспомним об этом или останемся в квартирных клетках? Проценты по кредиту набегают, счетчик работает неумолимо…

http://netreforme.org/stati/blagopoluchie-v-kredit/

протест, образование, россия, капитализм

Previous post Next post
Up