Два текста Александра Яковлева

Jun 28, 2012 00:07


Александр Николаевич Яковлев - выдающийся деятель советской и постсоветской истории, с 1950-х годов - один из ведущих идеологов КПСС, получивший затем почётное звание "архитектора перестройки". Интересно сравнить два его текста. Первый написан в 1972 году - это статья "Против антиисторизма", после публикации которой автор был отправлен партийным руководством в "почётную ссылку" послом в Канаде. Второй текст называется "Большевизм - социальная болезнь ХХ века" и опубликован в качестве предисловия к "Чёрной книге коммунизма" (русское издание 1999 года). Помещаю некоторые цитаты вмеремешку:


"Особым смыслом исполнен приближающийся пятидесятилетний юбилей Союза Советских Социалистических Республик. Эти полвека - блестящее доказательство той истины, что история человечества развивается по восходящей линии, в полном соответствии с объективными законами общественной жизни, открытыми великими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом".
"В начале столетия большевизм во имя химеры мировой пролетарской революции превратил Россию в свою экспериментальную колонию, а народы России - в подопытное селекционное стадо для выведения особой породы человека. Результат известен: Россия облилась кровью и отстала, а народ ее поставлен на колени".
"...Церкви, и мечети, и синагоги, и костелы всегда были идеологическими центрами, защищавшими власть имущих. Мы не забываем, что под сводами храмов освящались шты­ки карателей, душивших первую русскую революцию, что с церковного амвона был предан анафеме Лев Тол­стой, что колокольным благовестом встречали палача Кутепова, вешателя Деникина, банды Петлюры. Да ведь и самая «демократическая» религия в конечном счете реакционна, представляет собой идеологию духовного рабства."
"Ленин - патологический мракобес религии атеизма. Почему мы забываем о мегамракобесии марксизма-ленинизма? Разве не первым в мире патриарх Тихон уже 19 января 1918 года предал анафеме большевиков и страстно призвал верующих «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение»?"
"Надо ли доказывать, сколь неверно изображать ис­торически неизбежный и прогрессивный процесс интернационализации жизни советских народов как лик­видацию национального своеобразия! Коммунисты от­вергают буржуазную постановку вопроса, согласно которой интернациональное мыслится как голое отри­цание всего национального. Интернациональное, гово­рил Ленин, не есть безнациональное... Такова теорети­ческая основа нашего, советского патриотизма, возрас­тающего на революционных, демократических, подлинно народных традициях отечественной истории, на чувстве национальной гордости народа, совершившего величайшую в мире социатистическую революцию, пер­вым в человеческой истории строящего коммунизм."
"Фактически идеология большевизма глубоко антипатриотична. Она всегда была такой, такой же остается и сегодня. Это большевики выступали за поражение России в первой мировой войне. Шпионили в пользу врага Отечества. Ехали в Россию в пломбированных вагонах. Превращение мировой войны в гражданскую было их программной целью. И все ради собственной власти. Большевики рушили национальные святыни России: даже монгольские завоеватели не позволяли себе уничтожать храмы и монастыри".

Сразу несколько мыслей напрашивается в связи с этими статьями. Яковлев ведь очень типичный персонаж и как позднесоветский номенклатурщик, и как идеолог. Сколько таких "бойцов идеологического фронта" трудилось в школах, вузах, на телевидении. Произносили заученные молитвы, считая, что это и есть марксизм-ленинизм. И причём многое в этих молитвах, даже выраженное казённым языком, являлось верным, в том числе и в статья Яковлева 1972 года. Но настала перестройка, и большинство из этих людей внезапно прозрели и стали кто православными патриотами, кто поборниками западного либерализма, а кто-то, как Яковлев, умудрились даже стать и теми, и другими одновременно. Главное - отряхнуть со своих ног прах ненавистного учения, которому они служили верой и правдой столько лет. Служили не по принуждению, а вполне себе добровольно, потому что положение "попов марксистского прихода" гарантировало сытный кусок хлеба с маслом и возможность карьерного роста. Сменились знамёна - и новой верхушке понадобились другие доказательства лояльности. Сколько ни наблюдаю учёных и преподавателей гуманитарных наук - крайне редко встречаются те, кто и в советское время были настоящими, а не по указке, марксистами, и в современное время ими же остались. Например, саратовский историк Николай Троицкий. У нас на историческом факультете был один такой преподаватель - Борис Дмитриевич Козенко, который открыто называл себя марксистом. Один на весь факультет. (Жаль, я практически не общался с ним - он вёл спецкурс на другой кафедре. Умер лет пять назад). Все остальные антосоветчики и антимарксисты самых разных сортов - кто "сквозь зубы", кто с иронической интеллигентской ухмылкой, кто с яростной ненавистью. Может быть, они так сводят счёты со своим прошлым, хотят отплатить "за годы унижений" - то есть они "всё знали", но вынуждены были ради зарплаты повторять марксистские молитвы? Или же им решительно всё равно, какие молитвы повторять - главное, чтобы зарплату платили? И в советские годы они так же негодовали или хохмили по поводу буржуазных лжеучений?

Чёрт их знает, сознательные ли они "подпольщики", обычные предатели или конформисты. Но какой ответ ни выбери - это обвинение не только людям, но и системе, которая воспитала таких людей, таких Яковлевых. Причём сам Яковлев говорит об этом, оценивая, разумеется, с противоположным знаком: "Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика - механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма - сработала". То есть он и ему подобные использовали политическую надстройку социализма для того, чтобы разрушить его социально-экономическую основу. Так что, анализируя "казус Яковлева", можно сделать вывод: СССР распался не из-за врагов, предателей и конформистов самих по себе, а из-за того, что все перечисленные категории к началу перестройки (или даже раньше) составляли подавляющее большинство управленческого и идеологического аппарата государства.  

мысли, ссср, социализм, перестройка, коммунизм

Previous post Next post
Up